UA-11904844-8

Архитектура архаического периода

С ростом городов и форми­рованием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, кото­рые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжествен­ными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуаль­ного восприятия участниками шествий.

Одной из форм укрепления единства эллинских городов были Олимпийские игры, впервые проведенные в 776 г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонесс и устраивавшиеся регулярно каждые четыре года до 393 г. до н. э.

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).

Типы древнегреческих храмов

Рис. 31. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень,

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропор­циональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия —антаблемента— архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несу­щих тяжелое строение крыши.

В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.