UA-11904844-8

Афинский акрополь

Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармо­ничных произведений греческой архитектуры (рис. 35). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-полити­ческой и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.

Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид

Рис. 35. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4  – Эрехтейон

Ансамбль открывается Пропилеями большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.

К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асим­метричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воитель­ницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 36).

Храм Парфенон в Афинском акрополе

Рис. 36. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад,   план.

Закон­ченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразитель­ность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегре­ческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и иони­ческие традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокро­вищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона.

Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристокра­тией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почи­тавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадле­жавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо­западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древне­греческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 37).

Храм Эрехтейон в Афинском акророле

 

Рис. 37. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.

Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.

Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроитель­ства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной плани­ровки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации УШ-УИ вв. до н. э.

Один из ранних примеров гипподамовой системы в .греческом градо­строительстве дает планировка Олинфа (V—IV вв. до н. э.) — города в Маке­донии. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100 Х 40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроен­ных по периметру. Перистильная схема планировки жилых домов, когда все помещения раскрываются во внутренний дворик через окружающие его галереи, типична для Олинфа. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены—из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими усло­виями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными тради­циями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.

Городская площадь—агора, имевшая первоначально торговое назна­чение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К пло­щади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ип­подромы. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерионв Элевсине, построенный Иктином. Огромный зал его размером 50Х45 м перекрывался деревянными конструкциями, что позволило широко рас­ставить колонны интерьера и создать нормальные условия видимости.

Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались.

Основные планировочные элементы театра: орхестра — круглая пло­щадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и коль­цевыми проходами.

С развитием греческой драматургии наиболее частым реформам под­вергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декора­цией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки (рис. 38).

Театр в Сегесте

Рис. 38. Театр в Сегесте. Вид на скену эллинистического периода.

Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.

К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Ожесточенная классовая борьба, восстания рабов, войны между отдельными полисами расшатывают основы экономического и поли­тического союза греков. Греческая архитектура IV в. до н. э. утрачивает высокие гражданские идеалы, единство стиля, присущее централизованной державе. Экономические возможности отдельных полисов не позволяют возводить крупные, значительные сооружения. Тем не менее предприни­мается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. Еще сохра­няется общеэллинское значение святилищ в Дельфах, Олимпии, Эпидавре, которые продолжают застраиваться мелкими храмами, алтарями, памят­никами.

Усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные откло­нения в трактовке ордеров, В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер. Художественный образ пышной капители этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую пророс­ли листья кустарника аканта.

Устранение афинской гегемонии на Средиземном море благоприят­ствует процветанию рабовладельческих монархий Малой Азии. Здесь в IV в. до н. э. создаются оригинальные образцы архитектуры, отразившей и угасающие греческие традиции, и стремление воспользоваться приемами восточных строителей.

В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола строится гробница, названная его именем Мавсолей. От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изобра­жающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 39). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скуль­птурой, рельефными фризами.

Мавзолей в Галикарнасе

Рис. 39. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н. э.