UA-11904844-8

Вам не нужно учить ребенка играть. Напротив, это дети могут напомнить нам, что такое игра и как удивителен окружающий нас мир. Писатель Генри Дэвид Торо писал: «Что нередко делает образование? Оно выкапывает прямую траншею на месте свободно бегущего, извилистого ручейка». Какое отношение это имеет к детям? Самое прямое.

Многие ответственные взрослые уверены, что должны учить детей начиная с рождения. Они пересчитывают колечки, вытаскивая их из коробки перед годовалым ребенком. Они держат в руках мяч и спрашивают у малыша, какого он цвета. Они ходят по всему дому с малышом на руках, указывая на предметы и называя их.

  • Но учить ребенка необязательно. Если вы уверены, что он сам всему научится в ходе повседневной жизни, то время, которое вы проводите вдвоем, приносит намного больше удовольствия.

Все дети от природы любопытны и стремятся поближе познакомиться с окружающим миром. Сначала они замечают интересный предмет, в конце концов им удается схватить его, тогда они тащат этот предмет в рот, чтобы попробовать его на вкус. Словно ученые, они вертят этот предмет и так, и этак, изучают разными способами, имеющими для них несомненный смысл.

Разумеется, мы не можем предугадать, что заинтересует ребенка в тот или иной момент, поэтому для малыша важно следовать за своей любознательностью и смотреть, что это ему приносит. Представьте, что вас поразил фотоаппарат, и вы полностью поглощены попытками понять принцип его работы. Что бы вы почувствовали, если бы кто-нибудь отвлек вас, чтобы сказать что-нибудь не относящееся к делу, или начал бы объяснять вам, как устроены линзы объектива? Как, по-вашему, вы бы захотели прервать свои занятия, чтобы выслушать инструктаж, или скорее стремились бы продолжить собственное исследование?

  • Когда ребенок занят непрерывной игрой, нам нужно немного отойти назад, быть «менее важным» и следовать за ним в процессе игры.

Если малыш не голоден и не устал, если ему не нужно сменить памперс и если он эмоционально готов к игре, тогда можно отнести его в игровую зону. Дальше ему решать, хочет ли он играть. Возможно, малыш предпочтет немного полежать на спине и поглазеть на свет. Ребенку виднее, когда играть. Вы можете в нетерпении ждать, когда же он дотянется вон до той милой новой игрушки, однако постарайтесь выкинуть эти мысли из головы и просто смотрите, что будет дальше.

Почему важны периоды непрерывной игры

Детям, даже младенцам, ежедневно нужно время, когда их никто не отвлекает от игры. Под «непрерывной игрой» имеется в виду вот что. Позвольте ребенку выбрать самому, с чем ему играть, как и как долго. Не стоит давать ему игрушку и показывать, как можно «сделать с ней что-нибудь интересное». Пусть малыш будет автором игры.

Тихонько сядьте на пол поблизости от него, держите себя в руках (займите их чем-нибудь) и просто понаблюдайте за ребенком — пусть это принесет вам радость!

  • Так-так, чем это он заинтересовался?
  • Какой рукой он схватил игрушку — левой или правой?
  • Он задействует все пальцы, беря какой-нибудь предмет, или только большой и указательный?
  • Потащил ли он игрушку в рот или положил на пол рядом с другим предметом?
  • Двигает ли малыш ножками, когда играет?
  • Возможно, он лежит на боку и удерживает равновесие с помощью большого пальца ноги?
  • Если ребенок начал ходить, как именно он играет с предметами?
  • Что вы видите: только зачатки игры или полноценную ролевую игру?

В процессе игры дети узнают много важных вещей:

  • Причина и следствие. Когда ребенок бросает предмет на пол, получается шум. Два разных предмета, сделанных из разного материала, производят разный шум.
  • Решение проблем. Когда ребенок вертит туда-сюда крышку на стеклянной банке, она не отвинчивается, но, когда он некоторое время поворачивает ее только в одном направлении, у него получается — она отвинчивается!
  • Попытка и ошибка. Подобно ученым, дети открывают для себя различные свойства предметов. Мяч скатывается по наклонной плоскости, а мишка — нет. Предметы, которые выглядят одинаково, могут иметь разную массу и текстуру.

Ребенок также выясняет, что ему больше нравится и что ему интересно.

  • Если взрослый не станет вторгаться при возникновении даже мельчайшей проблемы, малыш научится воспринимать проблемы и усилия как необходимую часть жизни и обучения.

Магда Гербер * говорила: «Чувство собственного достоинства растет в усилии и напряжении. Они делают наш дух сильнее». Ребенок учится пробовать снова и снова и не сдаваться сразу.

Игра дает ребенку возможность узнавать многое о людях и об окружающей обстановке. Игра способствует развитию уверенности в себе, самоуважения, внимания, умения сосредоточиваться. В игре развивается мелкая и крупная моторика. Магда учила, что игра должна быть простая и с открытым финалом. У малышей нет в голове конкретной цели, когда они вертят в руках игрушку. На самом деле цель необходима только с точки зрения взрослого, поэтому позвольте ребенку свободно экспериментировать и открывать для себя мир.

Когда взрослые смотрят на чашку с пластмассовыми бусинами, первое, что они обычно хотят сделать, — собрать их на одну нитку. Но мы, подготавливая материалы для занятий, насыпаем крупные бусины разной формы в дуршлаг или другую емкость. Таким образом, мы избегаем намека на то, что они должны быть соединены. Чего только дети с ними не проделывают: крутят в руках, грызут, засовывают пальцы в отверстия и играют, воображая, что это отвертка, которой можно «закрепить» предметы в комнате. Годовалым детям нравится собирать их в ведерко, а потом разбрасывать. Я никогда не видел, чтобы дети (напоминаю, всем им не больше двух лет) соединяли бусины в ожерелье.

А вот родители, как правило, неосознанно делали именно это, если горстка бусин оказывалась под рукой. Что происходит потом? Ребенок видит связку бус, снимает их с нити, не может снова нанизать их самостоятельно и машет родителям рукой, чтобы те подошли и сделали это. Уровень умственного развития ребенка еще не позволяет ему разобраться в том, как соединить бусины вместе, и мелкая моторика тоже еще не настолько хорошо развита, чтобы справиться с этим. Поскольку сам он не в состоянии нанизать горошины на нитку, действия родителей приведут только к разочарованию ребенка, а ведь этого легко было избежать.

Сначала мне было сложно не «спасать» моих сыновей-двойняшек, когда они играли. Видимо, я полагала, что дети беспомощны. Помню, что я в прямом смысле слова сидела на своих руках, наблюдая за тем, как они заняты непрерывной игрой. Так у меня появлялась пара секунд перед тем, как отреагировать, и этого времени было достаточно, чтобы остановить себя и не вмешиваться.

Когда я ждала, не вторгалась в игру и смотрела, что же будет дальше, я нередко удивлялась тому, какие у меня сообразительные сыновья и как много они умеют. Они могли самостоятельно «разрулить» свои конфликты и сами решали многие свои проблемы. Так зародилась моя вера в их компетентность.

Джил Гетто Ли, член Ассоциации

* Магда Гербер — венгерско-американский детский психолог и педагог, автор принципа «воспитывай наблюдая».