Исторический экскурс
Эстетическое воспитание в разные исторические эпохи осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические особенности представления о красоте, музыке, воспитании. Эстетические идеи в этот период были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания.
Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Китайский философ Конфуций писал: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».
Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Особое место отводилось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пению и танцам.
Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально-экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи. Эстетические идеи были неотделимы от жизни людей.
В период античности социально-экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Античность дала дальнейшее развитие эстетических идей, на базе которых строились представления об организации и проведении эстетического воспитания. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Художественные элементы были составной частью жизни античного общества. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Оно основывалось на музыкальном воспитании. «Образованный» человек по-гречески означает «мусический», то есть тот, кто получил воспитание при помощи мусического воспитания (искусства). Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности.
В Древней Греции получили развитие драма, архитектура, живопись, что способствовало духовному развитию общества.
В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. Исходя из этой цели, музыка уступает свое место ораторскому искусству. В философских учениях Квинтилиана, Плутарха, Цицерона разрабатывались идеи эстетического воспитания, большое место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, ритма, выразительности речи. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали «теорию эстетического воспитания».
Средневековая эстетическая мысль развивалась в новых исторических условиях. Феодальные отношения наложили отпечаток на духовную культуру. Особенностью развития искусства было подчинение его религии. Развивалось церковное искусство. Отрицались элементы танца, жеста, движения, преследовалась народная музыка, театр. Несмотря на то, что Август (V век) подчеркивал божественное происхождение искусства, а Василий Великий (IX век) осуждал обучающихся искусству, не отрицалось эстетическое воздействие музыки и слова на человека. Глубоко, усвоив положения аристотелевской системы эстетического воспитания, Фома Аквинский (XIII век) развил идею, что искусство есть подражание, средство познания, развития эстетического чувства. В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств.
В эпоху Возрождения произошел огромный переворот в общественной жизни, сформировались гуманистические взгляды в обществе. Центральное место в искусстве заняла живопись, развивались литература, архитектура, театр, музыка. Получила дальнейшее развитие идея всестороннего развития (В. де Фельтре), подчеркивалось воспитательное воздействие искусства (М. Падуанский), разрабатывалось содержание и методика воспитания и обучения художников (Альберти, Л. да Винчи). В содержание образования включались общеобразовательная подготовка, разрабатывался принцип наглядности обучения (Я.А. Коменский). Овладение искусством стало составной частью образования человека.
Эстетика в XVII—XVIII в.в. развивалось в эпоху преобразования общества. Эстетическое воспитание еще не отделилось от утилитарного, практического обучения. Это уже не обучение художника, а чаще всего — делового человека, что нашло отражение и в педагогике. Дж.Локк считал, что деловой человек не должен уделять много времени искусству, но с практической точки зрения он не отказывается от идеи эстетического воспитания, ограничив его профессиональной потребностью.
В XVII—XVIII веках эстетическое воспитание основывалось на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучению искусства одновременно с совершенствованием общей подготовки. Представители Просвещения: Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и другие считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль искусства и эстетического воспитания в служении национальному благу. Просветители пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него рисование, языки, изящную литературу, искусство мыслить, историю, географию, изящные искусства. Рассматривая вопросы эстетического воспитания, педагоги И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включать в него: пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества — чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. Так, эстетическое воспитание и образование в XVII—XVIII в.в. становится составной частью развития личности.
Идеи развития способностей человека, развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека получают свое развитие у И.Канта, И.Фихте, Ф.Гегеля и других философов XIX века. В этот период Ф.Шиллер впервые употребляет термин «эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием. Свою программу эстетического (художественного) образования предлагали К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, включая в нее: занятия пением, танцами, декламацией, игру на музыкальных инструментах. Они особенно выделяли роль театрального искусства для развития гармонических способностей человека.
Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языческой и христианской культуры, восприняв античную традицию через Византию. Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивало художественный вкус людей. В древнерусских произведениях «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Изборник» и др. проводится мысль о связи нравственного с прекрасным, а идеалом красоты является служение Родине, сочетание духовного и физического (герои былин). В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIV века — нравственная красота (единство мудрости, искусства, красоты).
Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в ХV-ХVII в.в. эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, -Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. философов, педагогов, художников (9). Они предлагали включать в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В XVII веке в России появились первые эстетические трактаты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, дается классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли.
Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Истомин, М.Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную, подготовку, а затем обучать «искусствам и ремеслам», а Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал М.Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.
Таким образом, заложились основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес И.Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «обучать языкам, арифметике, геометрии, истории, стихотворению, отчасти архитектуре, геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью, вязанию, плетению». Так, И.Бецкой определил содержание обучения, включив в него, наряду с общеобразовательными, и эстетические предметы, чем способствовал развитию эстетического воспитания и образования.
Н.И. Новиков в XVIII веке далее развил теорию и практику эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.
Почти через 100 лет, в условиях общественного подъема 60-х годов, в период создания народной школы русская философская и педагогическая мысль продолжает поиск и в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов. Непосредственное научно-педагогическое воздействие на решение этой проблемы оказал основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский, придававший огромное значение художественно-эстетическому воспитанию. Он считал, что: «Запоет школа, запоет весь народ».
Русский музыкальный критик А.Н. Серов, определяя цели и задачи широкого музыкального просвещения и образования, писал в 1856 году: «Выучить не сочинять, не исполнять, но «слушать» музыку с толком, выучить вникать в формы музыкальных произведений, вникать во все органические законы музыкального искусства — выучить всему этому, чтобы дать средства лучше наслаждаться искусством и здраво судить о нем».
В то же время правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся. Оно преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собрания, общение учителей с детьми в свободное от уроков время. Анализируя проблемы воспитания и образования того времени, К.Д.Ушинский указывал на объективную невозможность проведения какой-либо деятельности во внеурочное время. Внеклассная работа, как форма организации детей, способствующая их нравственному воспитанию и творческому развитию в России того периода, была крайне ограничена.
Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество — детский театр.
Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчеркивается значение общеобразовательных и художественных знаний.
В курс подготовки педагога В.П. Острогорский предлагал включать следующее содержание: энциклопедическое образование, знание литературы, владение обширными специальными знаниями из области логики, психологии, истории философии, эстетики, истории, обладать эстетическим вкусом. Классные занятия должны дополняться внеклассными формами: посещение театра, музея, проведение литературно-музыкальных вечеров. Определяя средства эстетического воспитания, педагог выделял природу, литературу, музыку, искусство, быт.
Таким образом, идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием искусства.
Опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития отечественной педагогической науки. Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включало дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования.