UA-11904844-8

Когда более десяти лет находишься в замкнутом пространстве и наблюдаешь изо дня в день за людьми в одной камере или бараке, начинаешь понимать, что выражение «все люди разные» не совсем объективно. Разница конечно есть, но она не большая. Вернее сказать: разных людей не так много, как про это пишут в книгах по психологии.

Одинаковость и отличие людей (если говорить об их психической активности) это набор их страстей. Мы вскармливаем эти страсти в своих высказываниях и поступках.

Доказать это высказывание можно на примере всем известного уголовного кодекса. Эта книга представляет собою классификатор не только юридических терминов и понятий начиная со статьи «1» по статью «104» в «Общей части» Уголовного Кодекса. Но и классифицирует виды преступлений в «Особенной части» Кодекса, начиная со статьи «105» и заканчиваясь на статье «360» .

Всем понятно, что отрицательные поступки людей, которые отличаются друг от друга последствиями, отраженными в конкретных преступлениях, вполне укладываются в цифру 255. Эту цифру мы получили вычитанием. Отняв от общего количества статей УК которых в кодексе «360» – количество статей общей части – их всего 105, мы получаем разницу: 360 – 105 = 255. Это количество всех статей в «Особенной части». Фактически, это количество всех преступлений за совершение которых уголовный закон будет преследовать виновников.

Такая на первый взгляд примитивная логика очень наглядно показывает, что сожительство социума не требует иной классификации. Светский закон нашего общества разделяет нас на две категории: законопослушные и незаконопослушные. Причем у незаконопослушных есть 225 подкатегорий, а у законопослушных нет никаких подкатегорий. Если ты законопослушный, значит это идеально, значит ты идеал в некотором роде, ты эдакая светская святость. У идеала как известно не может быть вариантов, отклонений и подкатегорий. Значит идеал всегда один. В сумме всех категорий будет: 255 + 1 = 256. Где 255 – это количество видов преступлений и соответственно 255 типов преступников. А единица, это один идеальный тип законопослушного человека.

Уголовный кодекс Российский? Да! Значит у нас в России 256 психотипов граждан!

В США – свой уголовный кодекс. В Китае свой. И так по всему миру. Во всех странах есть свои законы и свои уголовные кодексы. Значит ли это, что и количество психотипов в разных странах должно быть сугубо индивидуальным и равным количеству статей за которые закон преследует своих преступников? Разве это разумно? Неужели психотипы людей могут разниться в зависимости от географического расположения и национальности?

Конечно же, нет! Разобраться с этим можно, если обратимся к религии. У христиан есть Библия. У мусульман – Коран. У иудеев – Тора, а у буддистов есть свои законоположительные книги.

Рассмотрим пример Библии.

Этот «Кодекс» не требует поправок и распространен по всему миру. Содержание Библии неизменно. В ней есть 10 Ветхозаветных заповедей (как 10 статей кодекса) и 9 заповедей блаженства в Новом Завете (как 9 статей кодекса). Итак: 10 + 9 = 19. Что же получается? Психотипов христиан всей земли всего «19»?

Эта версия претендует быть похожей на правду, хотя бы потому, что охватывает христиан всей земли, а не только для христиан российских или американских.

Для чего все эти расчеты? Это для того, чтобы обратить внимание читателя на то, что психология людей как наука, изучается по поступкам людей.

Поступки совершают, значит это определенные действия или определенное бездействие. Поступки, которые расцениваются как преступления, это преступные действия. Они имеют строгую классификацию в законе, а значит их можно пересчитать.

Учить психологию в тюрьме гораздо эффективнее и результативнее чем на свободе. В тюрьме почти все преступники и все они каждый день на виду. А на воле все «святые», потому что они пока не совершили преступлений (поступков) и их не посадили в тюрьму.

Вы скажете: «А как же хорошие поступки? Бабушку через дорогу перевел; не украл; не убил; не наблудил. Что же это, не поступки что ли?».

Конечно же, это поступки, но государство не вписало их в специальный кодекс «Добрых дел». И за их свершение не назначены премии и звания. Зато в Библии (Новый Завет) есть девять заповедей блаженства за исполнение и соответствие которым обещано Царствие Небесное. Хотите, верьте, хотите не верьте – дело сугубо личное. Однако знайте о том, все самые тяжкие преступления против личности, которые отражены в Уголовном кодексе в нескольких статьях, начиная со статьи 105 – «убийство», абсолютно идентичны десяти библейским заповедям. Об этих заповедях людям известно на протяжении уже двух с половиной тысяч лет.

Такая давность лет говорит сама за себя. Библия древняя книга и авторитет ее Автора безупречен. Поэтому чтить и уважать наш Уголовный кодекс стоит хотя бы только за то, что его составители в открытую ссылаются на Священное Писание (Библию).

Это было небольшое, но весьма полезное отступление от темы. Однако вернемся к вопросу о поступках.

При постоянном контакте с такими же как мы сами, в тесноте камер и бараков при постоянном эмоциональном перенапряжении мы начинаем проявлять себя и выставлять на показ свои высказывания и поступки. Закономерно, что поступки эти, начинают оценивать окружающие нас люди. И вот нам уже присваивают определенное обозначение. Обозначение это может начинаться с прозвища (клички – «погоняла»). А закончиться все это может приобщением к группе определенного типа, на которые подразделяют себя заключенные внутри своего сообщества. Дать такое обозначение равносильно маленькому приговору. Так как эти обозначения даются исключительно за поступки человека в его прошлом или настоящем.

В тюрьме невозможно долго носить маску, скрывая свой внутренний мир, который состоит из отработанных до автоматизма собственных повадок и привычек. «Шило в мешке не утаишь», как говорится. Поэтому, в самое ближайшее время, человек, попавший в клетку и ее сообщество начинает проявлять себя натурально. (Есть в тюрьме много таких людей, которые способны умело носить маску на протяжении всего своего срока. Они могут умело приспосабливаться к «климатическим» условиям тюремного «материка», но их «шило» в специальных ножнах, а ножны эти – суть образование и жизненный опыт).

Что дают зэкам знания о разных психотипах людей из мест лишения, если жить придется после освобождения на свободе?

Все кто живут на воле, являются потенциальным либо уже отработанным «материалом» системы правосудия. Эта система, как раз и выявляет пригодных для суда и тюрьмы «абитуриентов» через их отношение к закону. Соблюдаешь? – молодец, живи пока на воле. Не соблюдаешь? – тоже молодец. Иди сюда! Жить будешь, но поживешь пока в тюрьме.

Обладая знаниями о психотипах людей, мы сами способны распознать суть происходящей ситуации, понять намерения людей, связанных с этой ситуацией.

Думать и оценивать поведение людей, это тоже самое, что проводить следствие. Подозревать не доброе и настораживаться когда это нужно – подобно обвинению прокурора. Рассуждать и перепроверять – проводить судебное расследование. Принимать окончательное решение, это значит выносить приговор. Уйти от ситуации или ее последствий, изменить ситуацию в лучшую сторону – похоже на процесс исполнения наказания.

Обладая такими навыками наш ум начинает работать как слаженная государственная система. Такие знания в зонах и тюрьмах даются всем в одинаковом объеме. Кто-то учится и меняется сам, а кто-то продолжает оставаться ребенком и не понимает, что экзамены в этой школе нельзя купить.

И еще один важный момент о котором не принято говорить. Дело в том, что при поступлении в какое-нибудь учебное заведение, мы знаем как минимум название этого учреждения и то, чему в нем нас могут научить. Поэтому у нас всегда есть выбор и мы сами принимаем решение при получении определенного образования.

Учебное «заведение» о котором говорилось выше не имеет предназначения учить людей какой-то определенной профессии. Это учреждение позиционирует себя как «исправительное».

«Поступают» в такое заведение обычно не по собственной воле, а по воле Того, чьи законы и правила мы нарушили. Цель – наказать и вразумить. Вразумление – вложение в разум, обращение к разуму – вот главный предмет в этом «университете». Наказать – от слова «наказ» – задание, поручение, тяжба. Это уже обязательство понести испытание.

Разум дан людям как средство для размышления. С помощью него мы способны различать критерии правильности поступков человека. Следовательно, всем управляет разум, а изучение собственного разума и работа над ним дает допуск ко всем остальным предметам и наукам, куда входит и психология.

Поговорим о тех, кто учится и продолжает стремиться к самообразованию. Самообразование в тюрьме, это единственное занятие с помощью которого «ученик» в черной робе и серыми полосками можно реально себя изменить.

В самом плохом событии в жизни человека всегда присутствует элемент испытания его души и тела. Для зэка, жизнь которого это серые однообразные будни («день сурка»), появляется возможность оттачивать свое мастерство в делах за которые он берется. А для такой тренировки в тюрьме есть все идеальные условия. Главным из этих условий является переизбыток свободного от мирских хлопот времени.

Ежедневное общение и контакты с «сокамерниками» - суетное на первый взгляд занятие. Однообразие информации в сжатом пространстве действует на человека подобно пытке, программируя некоторые участки его сознания. Постоянный анализ сказанного и услышанного друг от друга на протяжении нескольких лет срока, становится для бывшего зэка уникальной базой данных, пользоваться которой можно всю оставшуюся жизнь.

Эта информация подобна видеороликам о различных жизненных ситуациях и с разными вариантами развития событий. Разуму остается лишь выбрать подходящий видеоролик, чтобы поступить в соответствии с его сценарием либо наоборот не допустить этого исхода. Этой базой данных ее владелец начинает с успехом пользоваться не только при общении с теми, с кем ему придется контактировать в зоне, но и с теми, с кем придется жить на воле, пусть даже эти люди ему пока еще не знакомы. Ролик, как формула, как правильная подсказка срабатывает обычно мгновенно и безупречно.

Некоторые бывшие сидельцы с сожалением вспоминают о своих годах проведенных в изоляции как о бессмысленном времени, потраченном зря. Так могут говорить только плохие ученики, которые ходили в школу, но то чему их там учили, им не пригодилось. Все это от того, что они учились плохо и прогуливали уроки. А самое главное, они не выполняли домашнее задание.

«Домашнее задание» – это работа с самим собой, осмысление сказанного и сделанного. Это самокритика и самоанализ, которые приведут, возможно и к покаянию. Только раскаявшись в своих деяниях человек способен научиться – не повторять их вновь. Называйте это как хотите – управление разумом или поумнение, но тюрьма учит именно этому.

Все попутные навыки по психологии это вспомогательные приемы, необходимые для того, чтобы человек мог видеть отражение самого себя как в зеркале, сравнивая свои поступки с поступками других людей.

Нет отличия между «теремной» психологией и психологией «медицинской». Нет вообще никаких секретов! Психология как наука (учение), также как и ее последователи – психологи, появилась тогда, когда люди перестали верить в Бога, перестали читать священное писание, стали бросать и топтать эту священную книгу. А те хитрые дяди и тети, которые увидели в этом процесс падения человеческих нравов глубокий духовный кризис, охотно воспользовались этим моментом. Они подняли эти книги с земли, переписали и разделили их на отдельные части. Кое-что дописали (добавили) от себя, много чего убрали, чтобы не мешалось, и получился полноценный учебник про то, чего никто не видел и никогда даже руками не касался. Но самое плохое, что они сделали – они переименовали книгу. «Психос» и «логос» – пришло на ум хитрецам. Ну чем не название? Себя они стали называть «психологами», а предмет своей проповеди – «психология».

И всем неверующим и маловерным это очень понравилось. Ведь психология, как новая вера ничего не требует от человека: нет никаких заповедей и законов – полная свобода. Есть только градация, описание, систематизация и классификация на психотипы. Получилась эдакая наука о «предмете» под названием «душа».

Пусть для кого-то это будет наука. (По-моему, так это учение о повадках людей). Но этих повадок не так уж много, чтобы делать из этого набора знаний целую науку. А доказать это на практике могут люди, которые освоили технику распознавания повадок людей на личном опыте в наших тюрьмах и зонах. Ведь всем здравомыслящим людям давно понятно, что «психология» это набор информации, это свод знаний, переведенный на «бытовой язык», заимствованный из Библии.

И нет в ней в этой психологии ничего сложного. Для многих, кто отсидел свои сроки в трудах и поисках самопознания, она стала доступной психологией «без галстуков».

Из книги "Из клети в сети".