из клети в сети

В книге с интригующим от безысходности названием представлены результаты наблюдения и глубокие исследования психологии и поведения осужденных, а также граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Автор книги более одиннадцати лет находился в колонии строгого режима и не понаслышке знает о проблемах осужденных. Книга предназначена для широкого круга читателей.

«Сохрани мя от сети, юже составиша ми,
и от соблазн, делающих беззаконие».
(Пс. 140)

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Представьте себе, как от живого тела отрезают кусок больной плоти. А потом этот обрезок, продезинфицировав, замораживают на долгое время. А после пытаются его пришить обратно к телу, чтобы он там прижился. Будет ли организм воспринимать эту отмороженную и фактически омертвевшую субстанцию, так же как и прежде — одной и той же необходимой и недостающей частью? Приживется ли вообще, эта некогда зараженная часть всего тела?

Бывшие осужденные не все и не сразу принимаются обществом. К тому же, и сами освободившиеся не сразу принимают «новые» правила социума. В кабинетах учреждений только и говорят: «реабилитация, реабилитация…». А что это такое «реабилитация»? И вообще, кому она больше всего нужна: тем у кого все хорошо или тем у кого все плохо? Логично будет представить, что нужнее тем, у кого все плохо. Вот и получается, что спасение утопающих – дело рук утопающих. Это суровое, но трезвое определение вполне логично на том этапе, когда утопающий осознает, что он действительно тонет, но хочет спастись и потому борется за свое спасение.

У общества есть дела посерьезнее чем бывшие зэки! И это не саркастическое утверждение автора, а прагматический подход к правде жизни, которую не все видят, но все испытывают на себе ее сущность. А правда в том, что бездомных детей и одиноких стариков, которые ничего не успели натворить у нас предостаточно. И прежде помогать нужно им. Разве не так? А наши ветераны боевых действий – ребята современных войн? Они-то уж точно заслужили особое к себе отношение общества. Они добровольно шли умирать, защищая интересы нашего государства, а значит, защищали и всех нас. И потому они в списке для реабилитации и помощи под номером «один».

Раз уж речь зашла о ветеранах боевых действий – российских военнослужащих и сотрудниках спецслужб, то необходимо отметить следующий факт.

Реабилитация бывшего воина – ветерана боевых действий, это совсем не одно и то же, что реабилитация бывшего осужденного в гражданском обществе. «Успокойся, расслабься, не ищи угрозу! Война для тебя уже кончилась, солдат» - вот основная формула реабилитации ветеранов. Напротив, бывшему осужденному мы, просто не имеем права сказать: «успокойся, расслабься и забудь все что было». Потому что успокоиться, расслабиться и забыться для него означает снова войти в то же состояние, в котором он когда то забыл об ответственности перед обществом (законом) за свои поступки и совершил преступление.

Вот и получается, что настоящая реабилитация для осужденного, это значит никогда не успокаиваться и не расслабляться, не забывать того состояния в котором он был не свободен в физическом пространстве, но был свободен от многих сует и искушений вольного мира, которые и способствовали его формированию как преступника.

Если аквариумную рыбку выпустить из аквариума в большой природный водоем, то будет ли этой рыбке в этом бескрайнем водоеме всё так же просто и понятно, как это было в аквариуме, где все опасности были известны, а способы их избежать изучены?

В аквариуме рыбку кормил аквариумист. А кто ее будет кормить в реке? Не станет ли эта рыбка чьим-то кормом и предметом чьей-то рыбалки?

Как бывшему заключенному вновь не превратиться в хищную рыбину в большом «водоеме» вольного мира. Как ему не стать добычей для других еще более хищных «рыб» или «рыбаков»? Кстати, нынешние «рыбаки», скорее браконьеры. Расставляют много сетей и ловят в них всех подряд. Как сокровенные знания и жизненный опыт приобретенные в изоляции от общества в процессе наказания сделать своим достоянием? Как усвоить урок наказания и не вернуться к прежнему ремеслу или в прежние условия жизни?

Ответы на эти и многие другие вопросы, читатели найдут в этой книге. Особенно, эта книга будет полезна ныне отбывающим свое наказание гражданам.

'Осторожно! Злая лопата!', или предисловие для цензуры

Эта глава была написана в самый последний момент, когда книга была почти издана. Необходимость в ее написании возникла в связи с опасением за судьбу книги. Если быть точнее – дойдет ли она до тех, кому она, прежде всего, предназначалась – до читателей-осужденных, отбывающих наказание в изоляции от общества.

После изучения первых критических сообщений стало понятно, что помешать распространению этой книги в наших колониях и тюрьмах смогут только те, кто заинтересован в росте рецидивной преступности, либо в сохранении ее уровня. Кто эти люди? Прочитав эту книгу, об этом будет не трудно догадаться. Вот какие события предшествовали написанию этой главы.

Когда книга была издана и ее пробный тираж был распространен среди потенциальных спонсоров и критиков, один экземпляр издагния был передан начальнику колонии, в которой я как автор отбывал наказание. Он прочел ее и вызвал меня на беседу.

Я не рассчитывал услышать от него похвал и восхищения за свои труды. Но услышать критические замечания, надеялся в полной мере, ведь в книге была информация на тему для него понятную.

В критических замечаниях начальника прозвучало фактическое сожаление о том, что осужденные, которые прочитают эту книгу, станут более осторожными и внимательными. Они смогут изменить свое поведение, находясь в обществе. В повседневной жизни они станут более собранными и грамотными, а значит (по его словам) станут более подготовленными к свершению новых преступлений.

«Почему вы так считаете?» - спросил его я. «Ведь я не писал в книге ничего, что косвенно или явно смогло бы способствовать или подталкивать сознание читателя к преступлению. Наоборот, в книге говорится о том, как избегать ситуаций, когда человек может оказаться один на один с обстоятельствами, которые подталкивают к действиям или бездействию, свершение которых позже будет расценено, как уголовно-наказуемое или административное преступление».

Ответ начальника был таков: «Используя навыки законопослушного поведения, опрятности и вежливости (об этом говорится в одной из глав книги), они будут маскироваться под законопослушных граждан, а сами при этом будут совершать преступления...».

Вот, это настоящая подозрительность настоящего опера! Я был ошарашен таким заключением. Все, что я мог сказать в тот момент, так это привести пример с лопатой: «А ведь лопатой, которая нужна для земляных работ могут и голову отрубить. Что же теперь делать? Продавать эту «злую» лопату по специальной лицензии?»

Каждый рассуждает в меру своей образованности (или необразованности). Утверждать, что начальник колонии не образованный человек – это вряд ли. Человек он молодой с высшим образованием и опыт работы в системе ФСИН. Вполне очевидно, что его критическая оценка сформирована под влиянием его профессиональных навыков: подозревать и не доверять с первого раза; перепроверять полученную информацию; видеть только негативные стороны в подозреваемом.

Естественно, что в оперативной работе такие навыки необходимы. К тому же, до того как стать начальником нашей колонии он работал заместителем начальника по оперативной работе в тюрьме для пожизненных заключенных. Поэтому не станем обвинять его в человеконенавистничестве. Возможно, такое мнение напрямую связанно с его работой, которая обычно поглощает. И в определенные моменты может затмить и веру в людей.

Эта книга не предназначена для развлечения или отвлечения осужденных и обычных граждан от реалий жизни в обществе. Как и не предназначена она для обучения людей каким-то специальным навыкам и уж те более преступному ремеслу. Зато в книге есть много примеров, узнав которые, человек сможет заблаговременно распознать опасность, дабы не быть вовлеченным в ситуацию, где ему уже будет трудно контролировать себя от того, что вероятность совершения преступления стала слишком высокой. Фактически, эта книга напоминает некоторые правила по технике безопасности проживания в современном потребительском обществе, изложенные в удобной для восприятия литературной форме.

В этой книге читатель не найдет информации о способах того, как избежать ответственности за совершенное преступление. Увидеть в правилах по технике безопасности скрытую провокацию, чтобы эти правила, читатель захотел нарушить и использовать для подготовки к преступлению, это уже крайняя степень подозрительности.

Мнение начальника колонии добавило мне уверенности в том, что в книге есть информация, которая имеет реальную ценность. Его явное и нескрываемое чувство опасения (пусть и ложного) есть ничто иное, как проявившееся чувство сожаления о том, что одна из категорий будущих читателей – осужденные, станут умнее и рассудительнее.

К чему такие опасения? Как будто бы речь идет об утечке секретной информации к потенциальному противнику?

Поумнение бывшего преступника должно отвратить его от повторных действий за которые его осудили. Если же за время отбывания наказания он стал более искушенным в преступном ремесле и его новое преступление будет более продуманным и изощренным чем прежде (до поимки и осуждения), то вина в этом на тех, кто позволил ему стать таким за время его срока наказания.

В отличие от изданных когда-либо книг на тему «реабилитации осужденных», где так называемая «реабилитация бывшего» осужденного сводилась к юридическим советам авторов этих брошюр, данная книга не имеет ничего общего с одноразовыми юридическими шпаргалками на тему: «как бывшему голодному и безработному зэку добиться своих прав, которых у него нет». Авторами таких изданий-подсказок были работники прокуратуры, милиции и других организаций. Они писали в них то, в чем они больше всего понимали – в раздаче юридических советов.

Тотальная коррупция всего и вся стерла у нас почти все предполагаемые границы некоего равенства граждан перед законом. А все советы сводятся к тому, как заполнить анкету и встать на учет, чтобы устроиться на работу грузчиком или сторожем – усмешка авторов этих брошюрок над своими согражданами.

Юридическая грамотность, это конечно же дело хорошее, но жизненный опыт говорит, что такая грамотность сильно раздражает тех, кто в силу своих служебных обязанностей не очень то любит, чтобы простой гражданин на котором стоит клеймо «судимый» дерзнул доказывать свою правоту на профессиональном юридическом языке.

Юридическая грамотность или точнее - «оперативная осведомленность о текущих требованиях закона» (у нас очень часто меняется гражданское законодательство), это не главное для человека, который, по сути, выпал из социума на несколько лет проведенных в изоляции. Как говорится: «помогите лучше материально». Все блага и услуги имеют свою цену, которые должны оплачиваться. И это, для освободившегося гражданина как раз и является главной проблемой.

Если наказание не пошло впрок и не научило человека таким важным моментам, как не желать чужого добра и избегать общества, где высока вероятность возникновения конфликтной ситуации, то он вряд ли сможет воспользоваться советами в этой книге. А причина проста. Такая книга ему просто не попадет в руки. А если и попадет, то он не найдет в ней развлекательных фото или картинок как в глянцевом журнале. И потому, он отбросит не интересную для него вещь с заумными буковками.

Эта книга для тех, кто начал сомневаться в правильности своего жизненного пути, кто больше не хочет жить по призыву своей гордости и страстей, которые являются закваской для совершения злых дел – преступлений.

Говоря о бывших осужденных необходимо уточнить, что речь идет, о людях, которые были наказаны и отбывают или уже отбыли свои срока в местах лишения свободы. Нельзя говорить о проблеме и при этом не упомянуть о том – в какой стране эта проблема возникла. Речь идет о нас и нашей стране.

Россия стала большой и сильной страной на которую с трепетом и даже с некоторым страхом смотрел весь мир. И стала она такой, исключительно за счет своих людей: добрых, сильных, Боголюбовых и умных.

Изменения последних 25 лет, прошедших в нашей стране и в мире стали предметом споров и суждений. Начиная с нового тысячелетия, многое стало вырисовываться и многие стали понимать, что у нас есть шанс вернуться к России духовной, трезвой, здоровой и образованной.

Мир всегда был и будет небезопасен для России. На протяжении всего времени существования нашего государства со всех сторон нам пытаются навязать чуждые нам правила и понятия в духовной, социальной, культурной и конечно же в экономической сферах.

Эти пагубные для индивидуума правила ограничены обычной потребительской идеологией, которая не требует от него никакой сдержанности и ограничения себя в чем либо, потакают порокам и страстям человеческим. А потому эти правила потребления очень быстро проникают в сознание людей, вытесняя все остальные законы – духовно-религиозные и общечеловеческие.

Распространяются эти потребительские законы во все слои сферы общества и государства. Они начинают искажать не только морально-нравственные устои общества, но и проникают во все государственные службы и структуры, оказывают отрицательное влияние на их деятельность, ослабляя авторитет государства и саму государственность.

Так как тюремная система является неотъемлемой сферой жизни-деятельности общества и государства, то в нее также проникают эти примитивные понятия потребления и обогащения, укрепляя в сознании некоторых осужденных правильность их преступного пути, по которому они пошли в погоне за быстрым обогащением.

Рассматривая свои преступные деяния в свете закона, ссылаясь на вынесенный приговор, осужденный замечает, что потребительская идеология светского общества лишь провоцирует и соблазняет граждан к потреблению и обогащению. Сами же законы продолжают работать в прежнем виде (содержании) в обществе, где царствует идеология потребления и обогащения, становятся как бы инородным телом для этой идеологии и соответственно для граждан, активно проповедующих эти новые рыночные отношения.

В связи с этим у многих осужденных возникает чувство потерянности и отчуждения не только от общества и его истории, но и искусственно формируется чувство недоверия к власти.

Такое ненавистное чувство является вредоносным состоянием для души человека, который еще не осознал своей вины в совершенном преступлении. В этом состоянии удобнее всего искать «главного» виновника в своих и чужих бедах. И этим «виновником» как правило, становится самая сильная и недосягаемая система – государство. Оно-то стерпит любые эмоции и оскорбления в свой адрес и будет терпеть до тех пор, пока все происходящее не выйдет за определенные рамки. Эти рамки – закон.

Состоянием ненависти к своему государству у осужденного умело пользуются те, кто призван вести свою войну незаметно для всех нас. Война эта идет уже давно и главная цель у этой войны – уничтожение нашей государственности. В этом сражении главным оружием является СМИ. С помощью СМИ до населения страны легко донести любую информацию через «невинные» сериалы про зоны и тюрьмы, через песни и музыкальные клипы, через рассказы в какой-нибудь глянцевой бульварной книжонке. В таких информационных продуктах как правило, четко обозначены конфликт и противоборствующие в нем стороны. Одна сторона эта мы с вами, т.е. народ, а вторая сторона – власть. Таким образом, режиссеры разделяют единое целое и навязывает нам идею необходимости постоянного противления своему государству и власти.

Легче всего такая идея впитывается в человека, который на данный момент осужден и наказан государственной «машиной». Это учитывают те, кто создает такую продукцию, а вернее те, кто оплачивает ее создание – непосредственно заказчики.

До тех пор, пока осужденный не осознает себя провинившимся гражданином, он не будет любить свою Родину. А эгоистичная любовь только к своим родным и близким, ничто по сравнению с любовью к своей Отчизне. Родственники не вечны, да и не у всех они есть. Отсутствие таковых не означает отсутствие общей Родины для всех нас. Осознание себя частью большой семьи – государства и есть причастность к делам большой семьи. К такому пониманию человек может прийти, как правило, под влиянием религиозного самообразования.

В государственной системе исполнения наказаний сама концепция исправления осужденного значительно устарела и не соответствует современным реалиям. Отсутствие идеала и образа на который наш свободный гражданин должен ровняться привело к тому, что в системе исполнения наказаний такого образа тоже нет. Расплывчатая идея правового общества и демократии на сегодняшний день, это общепризнанная ошибка переходного периода, которую сейчас пытаются спешно исправлять политики. Так на кого же равняться осужденному?

На сегодняшний день единственным утешением в жизни и способом измениться, находясь в местах лишения свободы, является возможность сохранить и поддержать свою семью (если она есть), заняться своим духовно-религиозным просвещением, а также попытаться сохранить свое физическое здоровье, занимаясь физкультурой.

Чтобы человек увидел в государстве не своего истязателя, а защитника интересов всего общества, было бы не плохо, чтобы осужденный мог читать литературу не развлекательного жанра, а поучительные книги, которых в нашей отечественной литературе предостаточно.

Люди, которые стали рабами своих собственных страстей и пороков дошли до того, что мир перестал терпеть их злые дела. В соответствии с истиной Божией они оказались преданы земному суду. Суд предал их в руки исполнителей наказания в изолированные от общества места – тюрьмы и колонии. Эта истина действует со времен создания первого человека на земле, потому что за нарушением закона всегда следует наказание.

Бог дал Адаму и Еве одну единственную заповедь (можно сравнить с первым законом на земле, хотя это примитивное сравнение) – не есть плодов с одного дерева. И предупредил их о том, что может случиться, если они поступят против этой заповеди. Тем самым, Бог сразу обозначил для всех последующих поколений людей, что судить и наказывать преступника закона возможно, если прежде этот человек был научен этому закону. Из этого следует – закон должны знать все. Значит, и учить ему нужно с раннего возраста. Ведь именно в этом заключается суть воспитания подрастающего поколения.

Те, кто расставляют сети на пути освободившегося из клетки бывшего преступника, чтобы снова поймать и посадить в клетку, прежде всего сами являются преступниками и похитителями.

Что же это за сети такие и кто их расставляет?

Сети – это мир вещей и общественно-экономических отношений, созданный людьми. Все блага этого мира, созданного людьми, не являются общедоступными как воздух, солнце, лес, река. И потому они имеют свою цену, которую необходимо отдавать владельцам этих благ. Как написано в Священном писании: «Кесарю – кесарево, а Богу – Божие». Кесарем тут – сам человек, общество, общественные и социальные отношения. И таких «человеков» со всевозможными обществами, которым нужно что-то отдавать на протяжении всей нашей жизни, было, есть и будет огромное множество.

Народ, который перестает верить в Бога, который забывает свою историю, который безразличен к своим старикам и детям, заменяет все эти духовные основы на материальные блага в виде товаров, подменяет вечную истину на ложь и становится обществом потребления. В этом обществе каждый стремится что-то продать или выгоднее купить. Вот тут то и начинается борьба за потребителя. А без рекламы, а значит и расставленных сетей с приманкой в такой борьбе за наши души не обойтись.

Пусть не обольщаются те критики, которые думают, что навыки не попадаться в сети это одно и то же, что и навыки не попадаться в руки правосудию. Или правосудие у нас нечто вроде сетей?

Не надо путать приманки и соблазны в сетях с неотвратимым возмездием за преступления через силу земной власти – через закон. Закон это не сети и не лапы, как у нас принято его отождествлять в стихах и песнях. В сеть могут и подтолкнуть. Кредиты и ипотеки – вот пример универсальных приманок. А подталкивают в западню к этим приманкам все те же СМИ. На экранах телеэкранов и в печатных изданиях они создают образ состоятельных людей, которые разъезжают на дорогих машинах и отдыхают на зарубежных курортах. Работают эти супер-люди, как правило, руководителями каких-нибудь бизнес структур. Так создается идеал благополучного гражданина. Цель обозначена. Остается только стремиться к ней. Но как добиться всего этого, не имея ни средств ни работы, чтобы эти средства заработать?

Надеюсь эта книга поможет тем, кто освободился из мест лишения свободы больше не попадать в сети соблазнов, расставленных миром. Ведь именно из этих сетей люди попадают потом в клетку. А отсидев в клетке после освобождения – снова в сети. Вот и получается замкнутый круг: из сети в клети, из клети в сети.

Юрьев А.Н. Из клети в сети: Научно-публицистическое издание. — Оренбург: Издательство АНО ЦКОФР, 2015 г. — 178 с.

из клети в сетиИз клети в сети
Реабилитация для зэка
— это значит никогда не успокаиваться и не расслабляться...
истины своими словамиИстины своими словами
О друзьях и предателях, о тюрьмах и зонах, о добре, зле и вере в Бога...
усталые зэки Не злитесь на небо, усталые зэки
Сборник стихов, в основе которых — опыт современного арестанта.
фсин ФСИН: путь из сумрака
Уникальные факты и обстоятельства работы системы исполнения наказаний.