UA-11904844-8

зимние подвижные игрыЗимние подвижные игры

Снежное строительство

Как часто приходится наблюдать: ребята, возвраща­ясь из школы, останавливаются на площадке, где идет строительство дома. Они подолгу с интересом, и даже с завистью, следят за кирпичной кладкой, за тем, как монтируются блоки, как быстро и умело работают строи­тели.

А почему бы не начать с детьми стройку на школь­ном дворе, на площадке? Зимой это очень просто сде­лать. Снег — чудесный строительный материал, и он у каждого под руками. Из снега можно построить от­личную горку для катания и ледяную горку, на кото­рую надо взбираться по канату, крепость с башнями для военных игр, лабиринт, в котором можно заблудиться, построить мосты, тоннели, различные домики и бесед­ки причудливой формы и многое другое. Лучше всего заняться строительством в теплую погоду или во вре­мя оттепели, когда снег становится мягким и плас­тичным и очень хорошо лепится.

Стены построек можно складывать из снежных ко­мьев, а затем все промежутки между комьями залеп­лять снегом и выравнивать. Но гораздо интереснее на­ладить производство кирпичей и стены всех сооруже­ний складывать из них. Общими силами можно даже построить целый кирпичный завод и наладить массо­вое производство кирпичей для построек из снега.

Для производства кирпичей нужны небольшие де­ревянные ящички без дна и крышки. Их совсем не трудно изготовить в школьной мастерской. Ящики дол­жны быть разъемными, т. е. одна продольная стенка вместе с поперечной должна откидываться на петлях или кусочках кожи. К ящикам нужны еще трамбов­ки — гладкие дощечки с ручками.

Когда ящик закрыт на крючок, в него набивают снег и хорошенько утрамбовывают, потом, раскрыв ящик (рамку), вынимают готовый кирпич. Из таких кирпичей легко и удобно складывать стены любых сооруже­ний. Надо, однако, помнить: чтобы стена была прочной, каждый верхний кирпич должен лежать на двух ниж­них так, чтобы стыки между кирпичами в верхних и нижних рядах не совпадали (это можно увидеть на любой кирпичной кладке).

Снежную бабу все ребята лепить умеют: быстро ска­тывают шары из снега, на большой шар кладут шары поменьше, на голову старое ведро или корзину надева­ют, а вместо носа морковку втыкают. Но этим больше малыши-дошколята занимаются, а школьники могут фигуры и посложнее вылепить.

Из ребят в любой группе можно создать свой «клуб ледяных инженеров». Пусть ребята подумают и пред­ложат, какие фигуры из снега вылепить, как украсить ими школьный двор или площадку.

Было бы хорошо, если бы каждый член клуба снача­ла вылепил свою фигурку из пластилина. Конечно, она должна быть несложной, но характерной, узнаваемой. Можно, например, вылепить зайца, кота, пингвина, сло­на или медведя или героев детских сказок — Чебу­рашку, Буратино. Когда модель будет готова и одобре­на, можно приняться за дело. Надо только помнить: чтобы фигура получилась удачной и прочной, сначала нужно из веток, из палочек и проволоки сделать кар­кас, а потом по каркасу лепить все части фигуры (ноги, хвост, туловище животного и т.д.).

Существует и другой способ лепки — сложить из снега глыбу определенной формы, а потом, добавляя детали, превратить ее в задуманную фигуру.

Можно лепить не только объемные фигуры, но и фигуры-барельефы, которые лежат на плоскости и лишь немного возвышаются над ней. Отлично могут получить­ся силуэтные изображения самолетов, космической ракеты, корабля, телевизионной башни, любых предме­тов и животных с четким, характерным силуэтом. Для таких фигур каркас не нужен. Если их в холодную по­году облить водой, чтобы они покрылись ледяной кор­кой, они долго будут украшать площадку и сохранятся даже в оттепель. Фигуры можно окрашивать, для этого в воду добавляют краситель (анилиновые краски, чер­нила).

Не ходи на гору

До начала игры из снега лепят большой ком (гору). Дети становятся вокруг него, взявшись за руки. По команде руководителя они тянут друг друга на гору. Тот, кто столкнет ком или станет на него ногой, выхо­дит из игры.

Если играющих много, можно в середине круга по­местить несколько снежных комов.

Скатывание шаров

Эту игру лучше проводить после снегопада. Играю­щие делятся на несколько групп (по 5—10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каж­дая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10— 15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатыва­ют свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.

Скатанные шары можно использовать для построй­ки снежной крепости, лабиринта или других сооруже­ний из снега.

Гонки снежных комов

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному на расстоя­нии 5—10 шагов один от другого. У последних игроков в командах имеется по снежному хорошо скатанному кому. По сигналу руководителя они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними, те в свою очередь катят ком также до впереди стоящих и т.д. Когда ком дойдет до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10—20 шагах впе­реди. Чья команда сумеет раньше доставить ком к ко­нечной черте, та считается выигравшей.

Игру нужно начинать по сигналу руководителя. Игрок, докативший ком до впереди стоящего, остается на месте.

Перебежки

По противоположным краям площадки проведены линии, за которыми расположились два города. Рассто­яние между ними 15—20 м. Между городами вдоль одной из сторон площадки проводят черту, перпендикулярную черте города. Первая команда становится вдоль черты одного из городов, вторая, каждый из игроков которой держит по три снежка, — вдоль боковой черты. По команде руководителя игроки, находящиеся в городе, начинают по одному перебегать в противополож­ный город. Игроки второй команды бросают в бегу­щих снежки. Тот, в кого попали снежком, выбывает из игры. После этого команды меняются местами и игра проводится вновь. Побеждает команда, которой удалось при перебежке сохранить больше игроков.

Салки со снежками

Одного из играющих выбирают водящим. Осталь­ные разбегаются по площадке, пробегая мимо водяще­го в разных направлениях. Водящий заготавливает за­ранее побольше снежков и старается попасть снежком в кого-либо из пробегающих. Тот, в кого попали, стано­вится помощником водящего и тоже, не покидая свое­го места, старается осалить снежками пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увели­чивается. Игра прекращается, когда будет осалена боль­шая часть игроков.

Залп по мишени

В игре участвуют 3—4 команды (по три игрока в каж­дой). По числу команд надо подготовить мишени — квад­ратные кусочки фанеры размером примерно 25x25 см, укрепленные на подставках.

В начале игры мишени устанавливают в шести ша­гах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды од­новременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа ка­кая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг.

Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.

Осада снежной крепости

Из снега строится крепость — стена высотой 1,2— 1,5 м и длиной 4—5 м. По числу снайперов (их может быть 5—6) заготавливаются мишени — фанерные кружки диаметром 60—70 см, прибитые к палкам. Играю­щие разбираются на две равные команды: одна нахо­дится внутри крепости (за стеной), другая — в 8—10 м от нее на линии огня. Участникам игры, находящимся в крепости, вручают по одной мишени. По команде су­дьи все мишени поднимаются над крепостью на 3—4 ми­нуты. Каждый снайпер старается за это время попасть снежком в мишень. В случае попадания он громко объявляет: «Попал — раз, попал — два» и т. д. Судья следит за правильностью подсчетов. Затем команды меняются местами. Побеждает команда, у которой ока­жется больше попаданий.

Можно вместо мишеней на зубцах и в нишах крепо­сти поставить городки. Команды играют по очереди. Побеждает команда, быстрее сбившая все городки.

Можно обойтись без мишеней. Защитники крепости отбивают снежками атаки противника. В кого попадут снежком один раз, тот считается раненым, два раза — убитым (выбывает из игры). Побеждает команда, кото­рой удастся первой вывести из боя 3—4 противников.

Льдинка

Участники игры образуют круг и становятся на рас­стоянии одного-двух шагов друг от друга. В центре круга — водящий. Он кладет перед собой гладкий ку­сочек льда (или шайбу, деревянную чурку) и ударом ноги старается выбить льдинку за пределы круга. Иг­рающие препятствуют этому и отбивают льдинку на­зад. Тот, кто пропустит льдинку с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.

Можно играть и по-другому. Играющие перебрасы­вают льдинку друг другу в самых разных направлени­ях. Водящий, находящийся внутри круга, старается пе­рехватить ее. Если ему это удастся, он становится в круг, а тот, по чьей вине это произошло, становится водящим.

Мяч из круга

Эта игра отличается от предыдущей тем, что в ней все играющие должны быть вооружены хоккейными клюшками и гоняют не льдинку, а хоккейный мяч или шайбу. Дети становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов друг от друга.

Гонка с шайбами

Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (деревянный или резиновый кружок). Перед каждым игроком, в 15—20 м от него, вбивается флажок. По сиг­налу руководителя играющие доводят клюшками свои шайбы до флажков, огибают их и возвращаются. Выиг­рывает тот, кто вернется первым.

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. 2003. С. 47-52.