UA-11904844-8

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образованияСодержание пособия составлено для студентов социалыю-педагогических факультетов педагогических вузов (специализация — педагог — организатор дополнительного образования) и педагогов — организаторов дополнительного образования в школах и в учреждени­ях дополнительного образования.В пособии раскрыты теоретические основы эстетического воспитания. Большой акцент сделан на практи­ческое значения эстетического воспитания в системе дополнительного образования. Читатели найдут рекомендации по организации и взаи­модействию многообразных форм эстетического воспитания детей и подростков.

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.

Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования

Важнейшей содержательной стороной дополнительного образо­вания является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обуче­нии школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поко­ления учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уваже­ния к историческому и культурному наследию народов России и все­го мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой худо­жественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Будущим педагогам необходимо знать, что на современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инстру­ментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкаль­ная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народ­ных инструментов), изобразительного искусства, народно-приклад­ного творчества и т.д.

Участие детей и подростков в системе дополнительного образо­вания открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школь­никами, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творче­скую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эсте­тической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробужде­нию художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспи­тывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятель­ности, пропагандированию различных видов искусства.

Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художествен­но-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольст­вие от нее.

Формы художественно-творческой работы системы дополни­тельного образования можно объединить следующим образом: массо­вые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных зна­ний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не тре­бует от них никакой подготовки.

Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творче­ской деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Созда­ние такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традицион­ных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнава­лов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, назван­ные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие дан­ные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребно­сти. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2500 участников). Такие же конкурсы про­водятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», теат­рализованные праздники). В последнее десятилетие в Москве прово­дится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художест­венного творчества детей и подростков, в котором участвуют художе­ственные коллективы центров и домов творчества, школ искусств, творческих клубов, общеобразовательных школ, студий.

Конечно, степень художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возмож­ность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способно­сти ребят. В связи с этим организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия. Подготовка, на­пример, к школьному празднику песни требует тщательного проду­мывания всех деталей: исходя из поставленной цели, определения темы, содержания (репертуара), распределения задач между ответст­венными за его проведение, времени и места выступлений. Тогда же как проведение общегородского конкурса — фестиваля хоров, хорео­графии, театральных коллективов требует создания оргкомитета, жю­ри, состоящего из специалистов по направлениям, составления про­грамм, афиш, рекламы, организации концертных площадок и т.п.

Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведе­ния, помогающие восприятию программы концерта (об авторах ис­полняемых произведений, о самих произведениях, истории их созда­ния, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержа­ния учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.

В системе дополнительного образование на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамб­левые и кружковые формы художестенно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пе­ние, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкаль­ному искусству.

И если ранее в музыкальные формы внешкольной работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкаль­ные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы системы дополнительного образо­вания комплектуются без особого отбора. Практика доказала спра­ведливость того теоретического положения, что у каждого нормаль­ного здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.