Содержание пособия составлено для студентов социалыю-педагогических факультетов педагогических вузов (специализация — педагог — организатор дополнительного образования) и педагогов — организаторов дополнительного образования в школах и в учреждениях дополнительного образования.В пособии раскрыты теоретические основы эстетического воспитания. Большой акцент сделан на практическое значения эстетического воспитания в системе дополнительного образования. Читатели найдут рекомендации по организации и взаимодействию многообразных форм эстетического воспитания детей и подростков.
Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Будущим педагогам необходимо знать, что на современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народных инструментов), изобразительного искусства, народно-прикладного творчества и т.д.
Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.
Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2500 участников). Такие же конкурсы проводятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», театрализованные праздники). В последнее десятилетие в Москве проводится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художественного творчества детей и подростков, в котором участвуют художественные коллективы центров и домов творчества, школ искусств, творческих клубов, общеобразовательных школ, студий.
Конечно, степень художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят. В связи с этим организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия. Подготовка, например, к школьному празднику песни требует тщательного продумывания всех деталей: исходя из поставленной цели, определения темы, содержания (репертуара), распределения задач между ответственными за его проведение, времени и места выступлений. Тогда же как проведение общегородского конкурса — фестиваля хоров, хореографии, театральных коллективов требует создания оргкомитета, жюри, состоящего из специалистов по направлениям, составления программ, афиш, рекламы, организации концертных площадок и т.п.
Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.
В системе дополнительного образование на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамблевые и кружковые формы художестенно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкальному искусству.
И если ранее в музыкальные формы внешкольной работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкальные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы системы дополнительного образования комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.
Участвуя в художественно-творческой работе, педагогу дополнительного образования следует помнить, что:
- все виды эстетической музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
- должны способствовать развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;
- воспитывать у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Учитывая, что данное учебное пособие не ставит своей целью подготовить педагога дополнительного образования — специалиста в определенной области творческой эстетической деятельности, поэтому различные виды художественно-творческой деятельности рассматриваются с точки зрения ее организации в системе дополнительного образования, а сам педагог, как активный помощник руководителей определенных коллективов (ансамблей песни и танца, хоровых, музыкальных, театральных, хореографических студий, школ искусств, кружков и т.д.). Рассмотрим некоторые из них.
Одной из самых популярных крупных форм музыкальной художественно-творческой работы с детьми и подростками в учреждениях дополнительного образования являются ансамбли песни и танца. Многолетний опыт таких коллективов подтверждается жизненностью этой формы. Она основана не только на очевидной заинтересованности в занятиях огромного числа юных участников, а также на большой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на духовный мир слушателей и самих участников ансамбля. Одним из самых известных коллективов является Ансамбль песни и танца им. В.Локтева Центрального дома творчества детей и подростков г.Москвы.
Совместная работа большого художественного коллектива над общей программой выступления, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Участие в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов. Для этого сами педагоги ансамбля, также как и любого другого коллектива художественного творчества в системе дополнительного образования, должны обладать этими чувствами, мыслями, идеалами.
Ансамбль песни и танца — это не механическое соединение различных музыкальных, танцевальных коллективов в один большой. Для создания ансамбля должны быть следующие предпосылки: руководители коллективов (хорового, оркестрового и хореографического), педагоги — организаторы — единомышленники, готовые всеми силами способствовать единым целям и задачам; высокий уровень художественно — исполнительской культуры всех коллективов и постепенно подготовленный совместный репертуар; активная помощь администрации, родителей, привлечение спонсоров для решения задач создания единого коллектива.
Своеобразие самой формы ансамбля заключается еще и в том, что в нем занимается огромный разновозрастный коллектив детей, которые объединяются в малые формы: кружки, коллективы, группы по интересам.
Главной целью ансамбля песни и танца является гармоничное развитие личности, которое осуществляется посредством эстетического образования и воспитания, развития художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.
В репертуаре ансамблей песни и танца традиционно включаются современные детские песни, песни о родной природе, о Родине, героизме, мужестве, о легендарном прошлом нашего народа, народные песни, русская и зарубежная хоровая и танцевальная классика. В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, а также связь со школой, семьей в решении задач гражданского воспитания, ответственности за себя, друзей, за страну. В ансамбле, как в едином коллективе, творческий успех воспринимается каждым участником как свой собственный, а успех каждого участника — как успех всего коллектива. Сама структура, в которой взаимодействуют разноплановые художественные коллективы (хор, оркестр, хореография, духовой оркестр, группа чтецов и т.д.), форма и стиль этого взаимодействия также активно влияет на воспитание личности (работа над общей программой, сводные репетиции, взаимоотношения педагогов и руководителей коллективов и т.д.).
В таком коллективе педагог — образец идеальной личности для детей и подростков. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты и вся деятельность ансамбля — это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному.
Высокие качества музыкального, песенного, литературного и хореографического материала, специально подобранного для детского исполнения, их идейный смысл, красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа, воспитывает в детях организованность, художественный вкус, способствует развитию музыкальности, творческой инициативы, содействует общему и физическому развитию.
Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и образовательных задач, которые должен реализовывать педагог дополнительного образования Дети, сплоченные в единый, дружный творческий коллектив, обогащают свои знания и умения в области эстетического воспитания — музыкального, хорового, литературного и хореографического искусства, знакомятся с лучшими образцами народного творчества. Общие репетиции сближают их, между членами коллективов ансамбля устанавливаются дружественные, товарищеские отношения, каждый участник ансамбля несет ответственность за каждого члена своего коллектива.
В жизни российских детей и подростков существует много тем, которые прекрасно реализуются художественно-творческими коллективами в своем репертуаре. Это песни о Родине, о природе, о детях, молодежи, народные песни России, произведения других стран. Репертуар должен соответствовать возрасту детей и подростков, хореографические постановки должны нести в себе сюжет детской интерпретации, не копировать постановки взрослых танцевальных коллективов. Эти условия должны соответствовать всем формам и направлениям художественно-творческой деятельности детей.
Ансамбль песни и танца, также как и другие формы художественно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.
Это обычно находит свое выражение в общественно полезной деятельности в школе. Дети, посещающие художественно-творческие коллективы дополнительного образования, как правило, в своих школах являются активными участниками художественной самодеятельности, сами ставят танцевальные номера, разучивают с другими детьми песни к различным праздникам, фестивалям песен и т.д.
Одним из составных коллективов ансамбля песни и танца является народных инструментов оркестр, который может быть и как самостоятельный вид деятельности любого учреждения дополнительного образования. В условиях коллективного музицирования, каковыми являются оркестры, от руководителей требуется найти методы воспитания и обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся, и обязательно в короткие сроки. В этой связи нельзя обойтись без народной музыки. Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе, помогает развивать музыкальность и, особенно, ощущение мелодии и гармонии.
Оркестры, как часть ансамбля песни и танца, используются как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам, танцорам и певцам. Выразительные средства оркестра дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности оркестровые музыкальные произведения. В процессе занятий в оркестре необходимо постепенно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения их музыкального кругозора. Репертуарный план, составленный руководителем оркестра, должен включать в себя произведения, различные по стилю, педагогической направленности (произведения народного творчества, русской и зарубежной классики, отечественной и современной зарубежной музыки, популярные детские песни и др.).
Хоровой коллектив ансамбля песни и танца, также как самостоятельный вид музыкальной деятельности (хоровая студия, хоровой кружок), подчиняется всем творческим и развивающим задачам эстетического воспитания. Главная цель — это приобщение участников хора через живое исполнительство к сокровищницам музыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения искусству пения — к освоению всех разнообразных вокально-хоровых умений и навыков и художественной выразительности.
В процессе обучения хоровому искусству у ребят развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству — все это непосредственно влияет на формирование художественных взглядов и представлений, вырабатывает эстетический вкус. Так как пение является самым демократическим и доступным видом духовного развития личности, поэтому у участников хорового коллектива воспитывается способность любить и ценить искусство, отражающее глубокие чувства и мысли.
Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что участник хора —это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.
Хоровые коллективы (как составная часть ансамбля песни и танца и как самостоятельный вид музыкальной деятельности дополнительного образования) могут состоять из детей дошкольного возраста, учащихся младших классов, хора среднего школьного возраста и хора старшеклассников. Для того, чтобы такая большая разновозрастная группа детей и подростков (от 5 до 17 лет) смогла объединиться в единый хор необходимо прежде всего:
- четкая организация и продуманная система деятельности всех хоров;
- ясность в самой структуре хорового коллектива и четкость в организации занятий;
- руководителям и педагогам-организаторам видеть перспективу и художественную цель;
- иметь хорошо оборудованное помещение.
Эти условия должны обеспечить решение главной художественно-воспитательной задачи, которая, в конечном счете, будет решаться через обучение хоровому пению. В связи с этим необходимо выработать принципы набора детей в хоровой коллектив и критерии тех навыков, которые будут получены ими в процессе занятий. Набор в хоровые коллективы (всех видов дополнительного образования) производится ежегодно. В составе хора могут девочки и мальчики. Большую помощь в информации о наборе в хоры могут оказать заместители директоров школ по воспитательной работе, (при условии, если в самой школе в дополнительном образовании отсутствует такой вид художественно творческой деятельности), педагоги — организаторы дополнительного образования.
Основные требования, необходимые при приеме в хор, — это, прежде всего, желание петь, а также наличие музыкального слуха, чувства ритма и здорового голосового аппарата.
Особое место в репертуаре любого хорового коллектива должны занимать произведения русской и зарубежной хоровой классики, песни современных отечественных и зарубежных композиторов, а также народная песня. Народное песенное творчество помогает лучше узнать историю народа, его быт, обычаи, а благодаря своей необыкновенной вокальности русская народная песня является прекрасным материалом для развития у детей вокально-хоровых навыков. Народная песня воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, уважения к народным традициям, любви к Родине, родной природе. Кроме народных песен нашей страны, полезно включать в репертуар хоров песни народов разных стран. Их исполнение воспитывает у ребят чувства патриотизма, дружбы, уважения к культуре других стран.
Подбирая репертуар для хора, руководители должны учитывать исполнительские и возрастные возможности коллектива. Перед разучиванием произведения необходимо рассказать исполнителям об эпохе, когда создавалось произведение, кратко — об авторах музыки и текста, продемонстрировать произведение в отличном исполнении (аудио, видеозапись). Педагогам необходимо помнить о том, что только при максимальной заинтересованности исполнителей возможно высокохудожественное, эмоциональное исполнение произведения, создание красочного музыкального образа.
В хоровых коллективах как в структуре ансамбля песни и танца так и в самостоятельных хорах работа планируется в перспективе на учебный год по разделам: учебно-воспитательная работа, организационно-массовая, эстетико-воспитательные мероприятия (лекции-концерты в школах, для родителей, посещение театров, концертов, встречи с композиторами, исполнителями и т.д.). В плане должна быть намечена концертная деятельность коллектива.
Разучивание произведений в хоровом коллективе может происходить по-разному, но в любом случае в соответствии с принципом единства художественного и технического. Руководителям важно использовать различные методы, стимулирующие интерес и активизирующие певческую деятельность учащихся.
С накоплением опыта интерес к исполнению произведений усиливается анализом выразительных средств, стремлением к созданию собственного исполнительского плана и его воплощению. Приобщение ребят к анализу исполнения произведений необходимо не только на занятиях, но и после концертных выступлений. Осознавая впечатления, хористы сами могут отмечать достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Опыт же руководителя, педагогов-организаторов и их искренняя любовь к хоровому искусству во многом определяют успешное решение задач певческого развития детей и подростков, их духовное обогащение.
Хореографический коллектив ансамбля песни и танца — одно из звеньев единого большого коллектива, который подчиняется законам его организации. Воспитательная работа и концертная деятельность, также как и в самостоятельном хореографическом коллективе, планируется художественным руководителем, подчиняется задачам эстетического воспитания, которые определены для всех видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Основой учебной подготовки является тренаж классического и народного танца. На занятиях классического танца закладываются основы хореографической школы. Овладение ими позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Параллельно с классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям и подросткам своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями и характером. На этих уроках учащиеся знакомятся с танцами народов мира, с богатейшим фольклором России. Полноценному изучению народных танцев помогает знакомство с историей народов, с географическими условиями отдельных регионов, оказавшими влияние на формирование самобытного танцевального творчества, с которыми знакомят ребят педагоги. Народно-сценический танец способствует развитию у них дополнительных в сравнении с классикой навыков, связанных с ощущением увлекательнейшей стихии танца вместе с яркостью звукообразов, контрастностью темпов, характерностью ритмов. Народные танцы обычно исполняются детьми и подростками с удивительной эмоциональной непосредственностью. Народно-сценический тренаж составлен из упражнений и средств, которые обогащают танцевальную технику, подводят к исполнению сценических народных танцев. Упражнения классического и народно-сценических тренажей используются у станка и на середине зала.
Среди предметов, включенных в систему обучения хореографии (и в ансамбле, и в самостоятельном коллективе), есть и историко-бытовой (бальный) танец. Знакомясь с ним, разучивают отдельные танцевальные элементы, несложные композиции, а потом составляют из них развернутые композиции. Вместе с разучиванием танцевальных «па» усваиваются также сведения о нормах поведения, о культуре общения, принятых в различные эпохи. Так постепенно исполнительская сторона танца дополняется теоретическими сведениями.
Важнейшей частью работы хореографического коллектива является изучение и исполнение танцев, намеченных программой. Несмотря на то, что содержание учебной работы по танцу соответствует подготовительной работе всех видов хореографической деятельности среди детей, в составе ансамбля песни и танца хореографический коллектив имеет свои особенности. В самостоятельных танцевальных коллективах руководитель-постановщик осуществляет свой замысел на сцене, на которой использует свободную композицию, т.е. рисунки танца. В ансамблях же песни и танца хореографической группе приходится танцевать на фоне хора и оркестра, из-за этого композиция танца решается рисунком продолговатых диагональных линий, используются выходы участников из дальних и ближних кулис. Очень редко используется середина сцены, начиная от «задника». Педагог-организатор дополнительного образования должен об этом помнить, осуществляя помощь художественному руководителю во время подготовки концертных программ и самого концертного выступления. Танцующие дети на сцене должны быть подобраны по внешнему виду, росту и по техническому уровню исполнения.
Чем раньше дети приобщаются к искусству танца, тем эффективней и творческие результаты. Поэтому в хореографический коллектив принимаются физически здоровые дети в возрасте от 5 до 16 лет, которые имеют данные, соответствующие для занятий: развитой музыкальный слух, чувство ритма и физические данный. Все они объединяются в 3 возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. Занятия должны проводиться в специально оборудованном просторном зале, с деревянным не накрашенным полом, со специальными хореографическими станками и зеркалами. Руководитель и педагог — организатор должны приучать детей приходить на занятия в специальной форме (костюм, обувь).
Хореографический коллектив должен иметь конкретный план осуществления учебно-воспитательных задач, в котором указываются приемы и методы их осуществления, а также концертная деятельность.
В конце учебного года художественный руководитель, педагоги-хореографы, педагоги-организаторы по результатам исполнительской деятельности намечают кандидатуры ребят для перевода в следующую группу, согласуя их составы для участия в новых хореографических постановках.
Главное стремление педагогов хореографического коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей и подростков, постигающего через искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.
Особое место в системе дополнительного образования отводится театрально-игровой деятельности детей и подростков.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе.
Дети играли на античной, восточной и ренессансной сценах. Глубокий след в славянской культуре оставил школьный бурсацкий театр. Актеры китайского театра с древнейших времен проходили тренажи с детского возраста, а японских артистов и по сей день начинают обучать с 6-7 лет. В Росси школьный театр возник в допетровские времена вместе с возникновением самой школы. В XX веке детское театральное движение получило дальнейшее развитие. За последние десятилетия по детскому театрально-игровому творчеству накоплено много программ. Спектр этих программ чрезвычайно широк: работа школьных театральных кружков, театральных студий в домах творчества детей и подростков, детские театральные студии в муниципальных клубах, при профессиональных театрах и т.д. Эти программы ориентированы, прежде всего, на воспитание зрительской культуры, активизацию творческой деятельности детей и подростков. Но для какого бы детского учреждения они не предназначались, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему как к универсальной воспитательно-образовательной модели.
Суть их заключается в следующем:
- Театр — синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.
- Театр — коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества.
- Основной язык театрального искусства — действие, диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле, что делает театральное искусство очень близким детям и подросткам, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности.
Основной целью театрально — игровой деятельности детей и подростков являются:
- Помощь ребятам в процессе самопознания и саморазвития. Максимально раскрыть их творческие возможности.
- Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
- Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Основными задачами, которые ставят перед собой руководители и педагоги театрально-игровой деятельности детей и подростков являются:
- Гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств.
- Приобщать к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы.
- Обучать навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики.
- Формировать представление об элементах выразительности профессионального театрального искусства, основываясь на игре.
- Выявлять наиболее способных ребят к дальнейшему профессиональному обучению театральному искусству.
Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Сходство игры детской и театральной лежит на поверхности. «Инстинкт театра» кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности, в игровой одежде перевоплощения (исполнение многообразных ролей), незаторможенности, мышечной раскованности реакций. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности.
Занятия в театральных студиях, кружках, клубах начинаются с организации приема всех желающих. Постепенно выявляются природные наклонности детей к тому или иному виду театрально-игровой деятельности. Игра преобладает на этом переходном к обучению этапе, что, впрочем, далеко не всегда позволяет выявить задатки к театральной игре.
Поэтому периодические просмотры, проходящие в раскованной атмосфере коллективной игры, направлены на выявление специфических для театрального искусства особенностей ребят, так и общего уровня их развития. С помощью коллективных игр, упражнений проверяется эмоциональность, интеллектуальность и эстетическое развитие поступающих, их музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, творческие наклонности и активное желание работать в театральном коллективе.
Так как данное пособие не является специальным по обучению всех видов художественно-творческой деятельности, в том числе и театральной, поэтому у нас нет возможности полностью раскрыть методику содержания этого вида деятельности. Но важно отметить, что одним из центральных аспектов воспитания и обучения многих отечественных программ театрально-игровой деятельности детей и подростков является театральная этика К.С.Станиславского, обогащенная современной сценической практикой. Гуманистическая роль театра, его незаменимая роль в общении народов, лучшие примеры из текущего театрального процесса должны пронизывать весь курс воспитания и обучения и являться той путеводной звездой, которая поможет руководителям и педагогам дополнительного образования в театральных студиях, кружках, клубах наполнить темы, связанные, казалось бы, с сугубо театральными задачами, богатыми жизненным содержанием, близким детям и помогающим их деятельному вхождению в мир взрослых.
Не менее важным в системе дополнительного образования является развитие детского изобразительного творчества. Формами этого вида художественного творчества могут быть школы искусств, студии, кружки. В них дети и подростки, кроме рисования, лепки и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. Как правило, в эти виды художественного творчества принимаются все желающие, а не только одаренные дети. Много времени ребята проводят вне домов творчества, проводя зарисовки своего города. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдения окружающей среды, путешествий, экскурсий детей в природу пополняет их знание о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за свой родной край, за людей, труд которых создает прекрасное.
Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации.
Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей и подростков, учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого. Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности.
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в природу — прародительницу всего прекрасного. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны, встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. В школах искусств, студиях, кружках большое внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе, изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства.
Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.
Немалыми возможностями этот вид художественно-творческой деятельности дополнительного образования располагает для профориентационной работы. Участие в тематических конкурсах, выставках, ознакомление с творчеством великих художников, с творческим процессом в мастерских известных художников могут стать началом большого творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора, дизайнера, учителя рисования.
Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.
Одной из массовых форм работы являются организованные домами творчества городские, окружные, районные конкурсы:
- конкурс на лучшую композицию;
- конкурс плаката (политического, борьба против наркомании, спида, алкоголизма и т.д.);
- конкурса рисунка на асфальте («Мой город», «Моя Родина» и т.д.).
Конкурсы рисунка на асфальте имеют уже свою историю. Они проходят интересно, становятся праздником творческого общения детей и подростков разного возраста, знакомства с работой ребят других творческих объединений.
Как уже было сказано, в данном раздела невозможно раскрыть многообразие содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе дополнительного образования, которое дано в специальной литературе (народно-прикладное творчество, фольклор, индивидуальное обучение игры на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, и т.д.). Основная исходная цель данного раздела показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами.
Художественное начало есть в каждом ребенке. И педагогу необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны — социальную и нравственную — и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания — воспитания личности.
Рекомендуемая литература
1. Внешкольные воспитательные учреждения.—М., 1991.
2. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе:
Методические рекомендации.—М., 1986.
3. Дом пионеров и школьников — инструктивно-методический центр пионерской, внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.—Красноярск, 1989.
4. После школьного звонка: о работе внешкольных учреждений.—М., 1978.
5. Система воспитательной работы внешкольных учреждений /Ред. Л.В.Иванова.—М., 1979.
6. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Детский многопрофильный клуб «Ровесник» и первая опытная станция по внешкольному образованию.—М., 1993.
7. Формы и методы эстетического воспитания за рубежом: Методические рекомендации.—М.,1987.
8. Шацкая В.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.—М., 1975.
Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с. С. 29-44.