ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ
2.1 Задачи, методы и организация исследования
В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
- определить эстетические категории и основы эстетического воспитания подростков.
- выявить взаимосвязь физического и эстетического воспитания.
- показать тесную взаимосвязь синхронного плавания с эстетическими категориями.
Для решения поставленных задач применялись следующиеметоды педагогического исследования:
- анализ научной и научно-методической литературы;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- тестирование.
Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи. Литературный материал использовался также для сопоставления с полученными нами данными. При последующей разработке комплекса упражнений мы опирались на исследования В. А. Парфенова и Ю. А. Кононенко (1979), Т. С. Лисицкой (1984), В. В. Белоковского (1985), Г. П. Шевченко (1985), Э. И. Медведь (2002), Е. Г. Яковлева (2002) и ряда других авторов.
В беседах с оренбургскими тренерами по синхронному плаванию обсуждались общие и частные вопросы целесообразности включения тех или иных комплексов упражнений по хореографии, ритмической гимнастике и шейпингу в тренировочный процесс девочек, занимающихся синхронным плаванием.
Наблюдение за тренировочным процессом опытных спортсменок, мастеров синхронного плавания и его сопоставление с тренировками девочек 14-15 лет, позволили нам выделить наиболее важные моменты, которым в ходе педагогического эксперименты мы уделяли особое внимание. Это касается выбора музыкального сопровождения, составления и использования комплексов упражнений по хореографии и ритмической гимнастике, шейпингу.
В ходе констатирующего педагогического эксперимента нами были определены:
- исходный эстетический уровень девочек 14-15 лет, занимающихся синхронным плаванием, а также их ровесниц, занимающихся спортивным плаванием;
- возможность использования комплексов хореографических упражнений, ритмики и шейпинга для наиболее успешного воздействия на юных синхронисток в контексте эстетического воспитания.
Основной целью формирующего педагогического эксперимента было выявление эффективности метода использования разработанных нами комплексов хореографических упражнений, ритмической гимнастики и шейпинга, в наибольшей степени способствующие эстетическому воспитанию девочек 14-15 лет.
Формирующий педагогический эксперимент проводился с группой девочек-синхронисток 14-15 лет, состоящей из 10 спортсменок.
Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с экспериментальной группой была выделена контрольная группа также из 10 спортсменок 14-15 лет, занимающихся спортивным плаванием.
Эксперимент проводился с 1 сентября 2003 г. по 1 марта 2004 г. (то есть в течение полугода) в спортивном зале и бассейне спортивного комплекса «Пингвин» с 16:30 до 19:00.
Уровень эстетической воспитанности девочек экспериментальной и контрольной групп определялся с помощью теста - анкеты (прил. 2), составленной по специально разработанной методике (21).
Анкета заполнялась каждой участницей в начале и конце педагогического эксперимента. Перед заполнением спортсменки экспериментальной и контрольной групп получали инструкцию следующего содержания:
«Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «Да», если вы не согласны с утверждением, то ответьте «Нет».
После заполнения анкеты обрабатывались с помощью следующего ключа:
«О высоком эстетическом уровне испытуемого говорят положительные ответы по утверждениям 3, 15, 18, 20, 21, 24-28, 30, 32 и отрицательные ответы по утверждениям 1,2,4-14, 16, 17, 19, 22, 23, 29, 31. Все эти ответы оцениваются в один балл. В противном случае баллы не начисляются. Общий эстетический уровень определяется суммой набранных баллов за ответы «Да» и «Нет» по указанным утверждениям».
В ходе формирующего педагогического эксперимента, кроме традиционных средств тренировки по синхронному плаванию (хореография, гимнастика, плавательная и музыкальная подготовка), на занятиях с юными спортсменками нами были использованы специально разработанные комплексы:
- по ритмической гимнастике (прил. 4-6);
- по хореографии (прил. 7-8);
- по шейпингу (прил. 9-10).
При организации и проведении занятий мы условно разделяли тренировочный процесс на отдельные составляющие (в контексте эстетического воспитания), принимая за основание классификации средств воспитания каналы психологического влияния на человека:
1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы и т.п.
2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись и т.п.
3) кинестетический - ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и т.п. (31).
Эстетическое воспитание через аудиальный канал осуществлялось посредством тщательного подбора музыкального сопровождения. При его разработке выбирались музыкальные пьесы, фрагменты классической музыки,. аранжировки современных мелодий и песен. При этом мы руководствовались высказыванием известного музыкального критика Л. С. Гениной: «…мне кажется, что формула «пусть каждый выбирает то, что ему ближе», - справедлива, но только давайте договоримся о том, что каждый имеет право выбирать то, что ему ближе из огромного мира настоящей музыки…» (2)
Музыка развивает у занимающихся умение выполнять движения соразмерно, ритмично, акцентировать главную фазу в цикле движений, чередовать напряжение с расслаблением, вырабатывает и развивает пластику движений. Таким образом на воспитанниц осуществляется воздействие через кинестетический канал. При этом мы следили за тем, чтобы пластические акценты в движениях соответствовали кульминациям в музыкальном сопровождении, чтобы эмоциональное восприятие музыки адекватно воплощалось в пластической форме.
При выполнении всех комплексов по ритмической гимнастики, шейпингу и хореографии девочки имели возможность следить за собой, за своими движениями через зеркала, расположенные на стене. Тем самым осуществлялось эстетическое воспитание посредством визуального канала.
Несмотря на то что в различных ситуациях один канал всегда доминирует при восприятии, в практике мы наблюдаем синкретическое единство аудиальных, визуальных и кинестетических средств.