UA-11904844-8

Когда смотришь на тиражи современных книг, охватывает печаль и уныние. Ну, что это такое: 1000, 1500, 3000, 5000 экземпляров? Это же капля в море! То ли было в советское время, когда книги печатались миллионными тиражами, а книга тиражом в 10 000 экземпляров считалась букинистической редкостью, и за ней гонялись не хуже чем за фирменными джинсами.

Недавно я взял в руки томик «Педагогической поэмы» Макаренко, вышедший в серии «Классики и современники» еще в советское время, открыл его на последней странице и ужаснулся – тираж только этого издания составлял 2 000 000 экземпляров. Современным авторам об этом можно лишь мечтать!

Так что же случилось? Почему сегодняшнее книгоиздательство приходит в упадок? В чем причина? Люди перестали читать? Общество дошло до крайней степени морально-нравственной деградации и перестало ощущать потребность в книгах? Или современные способы хранения и передачи информации почти полностью вытеснили ее бумажные носители?

К сожалению, приходится констатировать, что и в том, и другом и третьем.

Нынешний образ жизни мало оставляет времени человеку для чтения. На первом месте стоят погоня за материальными ценностями и стремление достичь положения в обществе, и все время уделяется достижению этих целей. Надо сказать, целей никчемных, бесполезных.

Ну, накопил человек денег, ну, приобрел, как сейчас говорят, высокий статус, и что? Что дальше? Какой ему толк от всего этого, если он сам пуст как барабан и глуп как пробка? Он же не сможет даже правильно распорядиться тем, что достиг! Какую пользу получит он от богатства и славы, если его интеллектуальный уровень, морально-нравственный облик и духовное состояние оставляют желать лучшего?

Богатство и слава должны быть не целями, которые надо достичь, а всего лишь средствами для достижения более высоких целей, к сожалению, в настоящее время неведомых большинству людей, потому что они находятся не в сфере их интересов и лежат в другой плоскости бытия.

Простирается же эта плоскость там, где кончается низменное и начинается возвышенное. Там, где заканчивается болото и начинается путь в гору, ввысь. Там, где кончается примитивное и начинается совершенное. Там, где закачивается ограниченное и начинается бесконечное. Там, где кончаются серые будни и начинается праздник. Там, где заканчивается автоматизм и начинается творчество. Там, где спадают оковы и начинается свобода. Там, где заканчивается существование и начинается жизнь!

Эта плоскость человеческого бытия лежит на страницах книг, любовно созданная своими творцами-писателями, выстелившими ее своей душой, отразившей идеальное на зеркале физического мира – бумаге.

Книга представляет собой материальное воплощение человеческого духа, концентрацию эмоций, сгусток чувств, застывших в напечатанных строчках.

Читая книгу, человек реально общается с ее автором, проникаясь заложенной в текст энергетикой, с одной стороны погружаясь в нее сознанием, а с другой, ощущая ее подушечками пальцев, ибо бумага, являясь живым, естественным материалом, представляет собой прекрасный носитель энергетики, а уже потом информации. Верно говорят: «Бумага все стерпит». Она действительно все стерпит, впитывая в себя, словно губка и позитив, и негатив, которые несут ложащиеся на нее слова и предложения.

К сведению, православные святые отцы говорят, что читая молитву, мы разговариваем с Богом, а когда читаем Библию, то Бог разговаривает с нами.

Вот в этом-то и заключается разница между книгой – полноценным носителем информации, этаким спонтанным энергетическим импульсом, рожденным творчеством писателя и застывшим на бумаге, и ее электронном вариантом – бездарной подделкой под истину, что могут предложить технические носители информации и Интернет.

Это не просто слова. Ученые давно доказали, что разница в усвоении информации, считываемой со страниц книги и информации, считываемой, например, с экрана компьютера – огромна! Примитивная, по сравнению с компьютером книга даст сто очков вперед любым электронным гаджетам.

К тому же, информация, считываемая с экрана компьютера является поверхностной – у нее нет духовной основы, это пустышка, эрзац, и пользоваться таким способом получения новых знаний можно лишь в крайнем случае, когда нет возможности найти нужную книгу.

Исходя из этого, бурное развитие в последнее время электронных технологий, внедрение их в процесс обучения школьников и студентов можно смело назвать идеологической диверсией, попыткой уничтожить духовную составляющую человека, сделать его бездушным роботом, безвольным рабом, зомби, послушно исполняющим чужие приказы.

Отсутствие критической оценки всего окружающего, событий, ситуаций, происходящих в объективной реальности с духовной стороны, по причине ущербности этой самой стороны, а то и полного ее разложения у человеческих индивидуумов определяет для них приземленный уровень существования и ведет представителей человеческого рода к оскотинливанию и порабощению. Не зря говориться: «Дураками управлять легче!».

Можно, конечно возразить, мол, зря я сгущаю краски, новые электронные технологии – это же технический прогресс!

Вот именно, «технический прогресс», и он должен служить совершенствованию человечества, а не его деградации, а посему должен применяться в тех областях, где он действительно необходим, а не там, где он убивает творческое начало в человеке!

В годы моей учебы я очень любил писать курсовые работы. Просто с ума сходил от этого процесса. Выполнение курсовой работы тогда было каким-то священнодействием, настоящим творческим трудом. Нужно было ходить в библиотеки, часами сидеть в читальных залах, искать необходимую литературу, копаться в книгах, делать выписки, цитировать разных авторов, учитывать различные точки зрения, делать черновики, формируя текст, а потом аккуратно переписывать его на форматные листы, делать обложку, переплетать страницы, - короче говоря, не работа, а чистое удовольствие!

И вот, когда пришло время писать последнюю курсовую, преподаватели «обрадовали» тем, что теперь ее нужно не писать, а печатать. Мол, компьютеры есть почти у всех, так что проблем с этим не возникнет. Проблем, действительно ни у кого не возникло. Все (в том числе и я) просто скачали работу на заданную тему из Интернета, сдали, и получили зачеты. Зачем тратить время и силы, когда желаемого можно достичь намного проще и легче?

Таким образом, процесс обучения перенастраивается с развития индивидуальности личности, ее неповторимости, развития и пробуждения творческих способностей, развития неординарного мышления на «инкубаторскую» одинаковость учащихся, примитивную ограниченную шаблонность способностей и мышления.

Зачем думать, если все уже придумано за вас? Нажал кнопку и безо всякого труда нашел нужную мысль или искомое рассуждение на любую тему. Зачем оригинальничать? Будь как все – вот закон современного общества! И многие выбирают себе жизненный путь «а-ля «как все»», ибо он подразумевает собой некое спокойное (вернее, бездумное, (бездуховное)) существование. Волнует лишь забота о материальном, и усилии к чему-либо прилагаются лишь в физическом плане. Разум большинства людей давно заменили телевидение и Интернет, из которых они черпают информацию.

К тому же, для многих Интернет стал альтернативой реальной жизни, поглотив в своем виртуальном пространстве сущность личности, принеся ее в жертву иллюзорности, миражу, фикции.

Кто знает, какой процент общества намертво завис в виртуальных сетях, променяв нормальное (естественное) общение на бессмысленный обмен мнениями по какому-нибудь вопросу или глупую переписку? Думаю, правильнее было бы говорить о тех, кто не запутался в них, до сих пор живя полноценной жизнью, а не ее суррогатом.

Конечно, можно оправдывать существование Интернета удобством. Разве не удобно, не выходя из дома увидеть на экране своего друга, который живет на другом конце города, и поболтать с ним о том, о сем? Удобно! Разве не удобно узнать о чем-то не из газеты, которую нужно сначала купить, а, значит, опять же выйти из дома и прогуляться до торговой точки, а из того же Интернета? Очень удобно! Разве не удобно найти в Интернете какую захочешь книгу, а не искать ее в магазине или бегать за ней по библиотекам? Очень, очень удобно!

Опять же, в защиту Интернета можно привести доинтернетовские времена, когда единственным массовым средством общения на расстоянии был обыкновенный стационарный телефон, и некоторые люди часами болтали по нему. И, продолжая оправдывать всемирную сеть, сказать, что Интернет представляет собой всего лишь современное, прогрессивное средство связи, с более широкими возможностями, чем были в прошлом у телефона.

Да, Интернет с некоторой натяжкой можно рассматривать с этой стороны. Только есть одно «но». В те времена, когда его не существовало, разговор по телефону был, действительно, всего лишь заменителем естественного общения. И все осознавали это, не воспринимая телефонную болтовню всерьез. Даже существовало неписанное, но повсеместно исполняемое правило, регламентирующее рамки телефонного общения.

Чуть только один из собеседников начинал касаться каких-либо важных тем, как другой тут же говорил: «Это не телефонный разговор», и общение на эти темы прекращалось. И причина не в банальной возможности прослушивания телефонной линии, а в отсутствии визуального контакта с собеседником, в отсутствии возможности видеть его реакцию на сказанное и чувствовать его эмоциональное состояние. Потому что энергетическое общение еще никто не отменял. А мы общаемся именно так, на подсознательном уровне воспринимая и передавая информацию. Слова же, жесты и мимика лица являются лишь физическими воплощениями (проявлениями) такого общения.

Наверное, каждый слышал такую фразу, подтверждающую написанное: «Я понял (а) его (ее) без слов!»

А вот еще пример, который, думаю, также, каждый испытывал на себе.

Скажем, вы находитесь в компании, и у вас есть, допустим, конфета. Вы хотите ее съесть, но это было бы, в данной ситуации, по меньшей мере невежливо, по отношению к остальным. Здравый смысл подсказывает вам, что сначала нужно предложить конфету другим. Однако это против вашего желания – съесть ее самому. Но, что лучше: остаться без сладкого или оказаться свиньей?

И вот вы спрашиваете своих приятелей: «Хотите конфету?» Спрашиваете, но самом деле отдавать ее не желаете. И Ваши приятели говорят вам: «Нет, друг, спасибо, ешь ее сам!»

Откуда они узнали, что на самом деле вы не хотите ее отдавать? Может быть по вашему внешнему виду?

Вряд ли! Решив сохранить свою репутацию, вы же не будете предлагать конфету со зверской миной на лице и голосом страдальца, будто отрываете несчастную карамельку от самого сердца. Тогда как они узнали?

Подсознательно. И подсознательно же, приняли решение, что лучше отказаться, чтобы не оставить вас без сладости, и самим не предстать перед вами в нехорошем свете. А затем, можно сказать, машинально озвучили свои решения, которые совпали с вашим желанием.

Так вот, именно такого общения – живого, лишает нас Интернет.

Даже, если мы и видим своего собеседника на экране, то видим не его, а всего лишь его образ. И относимся, опять же, бессознательно, к нему, как к образу, а не живому человеку. Потому что не ощущаем в полной объеме его энергетики.

Именно в этом и заключается отличие телевидения от книги. Вернее, процесса просмотра телефильма от процесса чтения книги.

Телевидение предлагает нам готовые образы, «заряженные» определенной энергетикой, которые воспринимаются нами пассивно: что хотели нам передать посредством телевизора, то и передали, то мы и «съели», как готовую пищу. Съели и «переварили», приняв за чистую монету любую ложь, «приготовленную» и поданную нам в виде истины. (Именно поэтому телевидение активно используется в качестве средства продвижения нужной идеологи и насаждения нужных стереотипов мышления, являясь по сути средством зомбирования населения.)

Когда же человек открывает книгу, то он попадает в удивительный мир, воспринимая написанное автором всем своим существом – душой! В отличии от телевидения, предлагающего зрителям искусственно воссозданные кусочки реальности (сцены), жестко ограниченные по желанию режиссера и (или) оператора рамками кадра, литература предоставляет своим читателям уникальную возможность прикоснуться к процессу творчества, самому став создателем передаваемых автором образов, привнести в них что-то свое, индивидуальное, исключительно субъективное, отражающее, дополняющее и обогащающее внутренний мир личности, и почувствовать пьянящий вкус вдохновения.

То же самое происходит тогда, когда человек читает письмо, проникаясь энергией его автора, которой буквально пропитан этот клочок бумаги.

Процесс же написания письма является творческим. Не зря переписки знаменитых людей печатаются отдельными изданиями. И факт того, что современный человек стал мало писать писем, свидетельствует о том, что развитие его творческих способностей (по крайней мере, с этой стороны) приходит в упадок. Такие способности становятся ненужными, ибо они предназначены для личности, индивидуальности, являются их характеризующими чертами, их неотъемлемой частью, а серая масса, в которую превращается нынешнее человечество, требует автоматизма и шаблонности, уравнивающих всех и вся к единому знаменателю – бездушному человекообразному существу – бездумному, послушному зомби. Электронные безделушки, вкупе с Интернетом, с бешеной скоростью двигают этот процесс к победному завершению.

Андрей Лекс. Нужны ли книги зомби?