Особое место в системе дополнительного образования отводится театрально-игровой деятельности детей и подростков.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе.
Дети играли на античной, восточной и ренессансной сценах. Глубокий след в славянской культуре оставил школьный бурсацкий театр. Актеры китайского театра с древнейших времен проходили тренажи с детского возраста, а японских артистов и по сей день начинают обучать с 6-7 лет. В Росси школьный театр возник в допетровские времена вместе с возникновением самой школы. В XX веке детское театральное движение получило дальнейшее развитие. За последние десятилетия по детскому театрально-игровому творчеству накоплено много программ. Спектр этих программ чрезвычайно широк: работа школьных театральных кружков, театральных студий в домах творчества детей и подростков, детские театральные студии в муниципальных клубах, при профессиональных театрах и т.д. Эти программы ориентированы, прежде всего, на воспитание зрительской культуры, активизацию творческой деятельности детей и подростков. Но для какого бы детского учреждения они не предназначались, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему как к универсальной воспитательно-образовательной модели.
Суть их заключается в следующем:
- Театр — синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.
- Театр — коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества.
- Основной язык театрального искусства — действие, диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле, что делает театральное искусство очень близким детям и подросткам, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности.
Основной целью театрально — игровой деятельности детей и подростков являются:
- Помощь ребятам в процессе самопознания и саморазвития. Максимально раскрыть их творческие возможности.
- Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
- Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Основными задачами, которые ставят перед собой руководители и педагоги театрально-игровой деятельности детей и подростков являются:
- Гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств.
- Приобщать к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы.
- Обучать навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики.
- Формировать представление об элементах выразительности профессионального театрального искусства, основываясь на игре.
- Выявлять наиболее способных ребят к дальнейшему профессиональному обучению театральному искусству.
Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Сходство игры детской и театральной лежит на поверхности. «Инстинкт театра» кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности, в игровой одежде перевоплощения (исполнение многообразных ролей), незаторможенности, мышечной раскованности реакций. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности.
Занятия в театральных студиях, кружках, клубах начинаются с организации приема всех желающих. Постепенно выявляются природные наклонности детей к тому или иному виду театрально-игровой деятельности. Игра преобладает на этом переходном к обучению этапе, что, впрочем, далеко не всегда позволяет выявить задатки к театральной игре.
Поэтому периодические просмотры, проходящие в раскованной атмосфере коллективной игры, направлены на выявление специфических для театрального искусства особенностей ребят, так и общего уровня их развития. С помощью коллективных игр, упражнений проверяется эмоциональность, интеллектуальность и эстетическое развитие поступающих, их музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, творческие наклонности и активное желание работать в театральном коллективе.
Так как данное пособие не является специальным по обучению всех видов художественно-творческой деятельности, в том числе и театральной, поэтому у нас нет возможности полностью раскрыть методику содержания этого вида деятельности. Но важно отметить, что одним из центральных аспектов воспитания и обучения многих отечественных программ театрально-игровой деятельности детей и подростков является театральная этика К.С.Станиславского, обогащенная современной сценической практикой. Гуманистическая роль театра, его незаменимая роль в общении народов, лучшие примеры из текущего театрального процесса должны пронизывать весь курс воспитания и обучения и являться той путеводной звездой, которая поможет руководителям и педагогам дополнительного образования в театральных студиях, кружках, клубах наполнить темы, связанные, казалось бы, с сугубо театральными задачами, богатыми жизненным содержанием, близким детям и помогающим их деятельному вхождению в мир взрослых.
Не менее важным в системе дополнительного образования является развитие детского изобразительного творчества. Формами этого вида художественного творчества могут быть школы искусств, студии, кружки. В них дети и подростки, кроме рисования, лепки и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. Как правило, в эти виды художественного творчества принимаются все желающие, а не только одаренные дети. Много времени ребята проводят вне домов творчества, проводя зарисовки своего города. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдения окружающей среды, путешествий, экскурсий детей в природу пополняет их знание о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за свой родной край, за людей, труд которых создает прекрасное.
Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации.
Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей и подростков, учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого. Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности.
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в природу — прародительницу всего прекрасного. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны, встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. В школах искусств, студиях, кружках большое внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе, изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства.
Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.
Немалыми возможностями этот вид художественно-творческой деятельности дополнительного образования располагает для профориентационной работы. Участие в тематических конкурсах, выставках, ознакомление с творчеством великих художников, с творческим процессом в мастерских известных художников могут стать началом большого творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора, дизайнера, учителя рисования.
Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.
Одной из массовых форм работы являются организованные домами творчества городские, окружные, районные конкурсы:
- конкурс на лучшую композицию;
- конкурс плаката (политического, борьба против наркомании, спида, алкоголизма и т.д.);
- конкурса рисунка на асфальте («Мой город», «Моя Родина» и т.д.).
Конкурсы рисунка на асфальте имеют уже свою историю. Они проходят интересно, становятся праздником творческого общения детей и подростков разного возраста, знакомства с работой ребят других творческих объединений.
Как уже было сказано, в данном раздела невозможно раскрыть многообразие содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе дополнительного образования, которое дано в специальной литературе (народно-прикладное творчество, фольклор, индивидуальное обучение игры на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, и т.д.). Основная исходная цель данного раздела показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами.
Художественное начало есть в каждом ребенке. И педагогу необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны — социальную и нравственную — и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания — воспитания личности.